В конце сентября Счетная палата РФ сообщила о росте младенческой смертности в тех регионах страны, где в 2016–2017 годах начали функционировать перинатальные центры — клиники, которые как раз и предназначены для консультирования, лечения и реабилитации беременных и родивших женщин и новорожденных. Возглавила грустный рейтинг Нижегородская область, там за январь-апрель 2018 года этот страшный показатель вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года аж на 37%!

За последние несколько месяцев в федеральной информационной повестке по медицинской тематике были и другие упоминания столицы ПФО, к сожалению, большинство – скорее в негативном контексте. Недавний возмутительный скандал, героем которого стала замминистра областного минздрава Ольга Ермилова, случившаяся за ним следом (но не факт, что из-за него), отставка вице-губернатора, курировавшего медицинское направление в правительстве области, Сергея Шевченко – всё это показатели нездоровья самой системы, сложившейся в региональном здравоохранении.

Общественность, экспертное сообщество, производители продукции для фармрынка, представители частной медицины – все они имеют сегодня свои претензии к ней, хотя примерно год назад, в связи с появлением в министерстве здравоохранения и относящихся к нему структур новой команды управленцев, наоборот, ожидали реформ и прозрачности.

Каковы же промежуточные итоги? Во-первых, в том, что, несмотря на произошедшие отставки, сам минздрав по-прежнему возглавляет Антон Шаклунов – приезжий молодой чиновник, при котором, на взгляд экспертов, произошли изменения только в правилах закупок товаров медицинского назначения для учреждений, подведомственных министерству. В основном они касаются схемы, в которой практически единственным поставщиком таких товаров является ГП НО «Нижегородская областная фармация».

И что эта схема, формально соблюдающая конкурсные процедуры, на деле, по словам производителей медоборудования, как будто заточена под продукцию одной конкретной и хорошо известной компании, но имеющей сомнительную репутацию на рынке. Эта компания — ЗАО «НИПК «Электрон» из Санкт-Петербурга. Оттуда же и генеральный директор «НОФ» Павел Ястребов…

Во-вторых, как существовала в регионе непрозрачность в сфере выделения квот по ОМС для частных медучреждений, так она и осталась. Скандал с замминистра только ещё больше заострил эту проблему, полное решение которой пока не вырисовывается.

В-третьих, некоторую надежду на хотя бы частичное исправление ситуации пока можно связывать только с активной деятельностью территориального управления ФАС, которое в уходящем году нанесла несколько чувствительных ударов по вышеприведённым практикам, исповедуемым частью нижегородского чиновничества. Например, тот же «НОФ» совсем недавно спешно внёс изменения в план закупок на 2018 год, видимо, не желая привлекать дополнительное внимание к себе в сложный для правительства области период.

В-четвёртых, очевидно, что без чёткой программы действий в отношении реформы системы здравоохранения на федеральном уровне, локальные успехи в деле недопущения нарушений законодательства так и останутся эпизодами.