Роботизированные коробки передач, именуемые в просторечии роботами, — одна из самых надёжных и удобных для водителя вариаций АКПП. Её конструкция и принцип дробления силового диапазона схожи с классической «механикой», но робот не требует участия водителя в процессе переключения скоростей, чем и объясняется совокупность положительных качеств этой разновидности и её постоянно растущая популярность. Машины с роботами не менее желанны, чем стильные диски на БМВ X6 F16 или другую престижную иномарку, он не добавляет внешнего лоску, но на комфорт и безопасность передвижения влияет не меньше. Прочитав эту статью, вы узнаете, чего не следует делать во избежание преждевременного выхода из строя роботизированной коробки, и как продлить срок её эксплуатации.

Особенности конструкции

Роботы бывают двух видов — с одним сцеплением (простейшие автоматизированные трансмиссии, базирующиеся на унифи­циро­ванных деталях и узлах обычной МКПП) и с двумя (преселективные трансмиссии с парой сервоприводов и управляющего ими блока). У каждого типа есть свои достоин­ства и недостатки. Первые просты в производстве и, как следствие, недороги, но несколько медлительны на старте и в процессе переключения передач при езде, вторые несколько более сложные и дорогостоящие, но значительно более комфортные за счёт плавного переключения передач и спокойных стартов, в том числе в агрессивном режиме (DSG — наиболее известный представитель этого класса).

Наиболее частые поломки

К одним из самых распространённых относятся перегревы и сбои в работе датчиков. Такие прецеденты проявляются в невозможности включить Drive, Reverse, а то и вовсе — в отказе завести мотор.

Простейшие автоматизированные трансмиссии (с одним сцеплением) несмотря на простоту конструкции не отличаются большим ресурсом. В авто, в которых они установлены, часто сцепление изнашивается быстрее, чем у опытного водителя, передвигающегося на механике. Отказы сервопривода — ещё одна распространённая поломка.

Стремительный износ сцеплений — самая распространённая неисправность и преселективных моделей. Особенно это актуально для «сухих» дисков сцепления. Толчки при пере­ключениях и вибрации на старте — верные признаки того, что коробка перестала работать так, как должна.  На втором месте стоит выход из строя мехатроники (блок, совмещающий в себе электронику и гидравлику).

Ремонт роботизированной коробки по стоимости сопоставим с прайсом на диски для Porsche Cayenne R20, а её замена обойдётся в разы дороже. На этом фоне стоит позаботиться о том, чтобы коробка работала долго и беспроблемно. К счастью, это по силам любому водителю. 

Как надо водить авто с роботизированной КПП

Помните, роботы с одним сцеплением более толерантны к различным стилям вождения, чем те, которые оснащены двумя сцеплениями, особенно в сухом исполнении. Если вы предпочитаете драйв и динамику, ставьте селектор в спорт-режим или переключайте передачи мануально. Ручное переключение имеет смысл использовать и в пробке. В целом, если желаете продлить жизнь роботу и сделать его эксплуатацию максимально беспроблемной, ваш стиль вождения должен стать максимально рациональным. Это значит, не следует разгоняться до 100, если через 20 метров придётся тормозить, а о стартах с педалью в пол стоит вообще забыть. Начинать движение лучше плавно, а добавлять скорость можно только после того, как коробка прогреется. В общем, ничего сверхестественного. Такой стиль вождения не только убережёт коробку от неприятностей, но и сэкономит топливо, а заодно и сведёт к минимуму риск получения штрафов. 

Чего точно не стоит делать с роботом

Водителям, не располагающим внушительным практическим опытом, не помешает узнать, чего делать не стоит, передвигаясь на авто с роботизированной КПП. Вот перечень главных табу:

  • Одновременно нажимать педали газа и тормоза. Этот приём любят использовать любители как можно быстрее разогнаться с 0 до 100 и поклонники «лаунч контроля». Старт с высоких оборотов чреват ударными нагрузками, снижающими ресурс.
  • Стартовать и ездить в агрессивной манере. Резкие разгоны без дальнейшего набора скорости и такие же стремительные остановки приводят к проскальзываниям дисков сцепления и к их перегревам.
  • Долго ехать в «тянучке» (пробке). В таком режиме управляющая электроника вынуждена допускать пробуксовку сцеплений, что при периодическом повторении приводит к их преждевременному износу, а заодно укорачивает жизнь электронике.  
  • Ехать накатом на нейтралке. Такие прецеденты опасны обратным включением режима Drive, в ходе которого ударов дисков сцепления не избежать.
  • Пытаться высвободиться из грязевого капкана, раскачивая авто вперёд-назад путём быстрых переключений Drive, Reverse. Последствия те же — перегрев, износ дисков сцепления и преждевременный выход из строя коробки.


Теперь вы знаете не только как ездить правильно, но и как ездить не стоит. Следуя этим простым рекомендациям, вы существенно увеличите срок службы своего робота и сделаете его эксплуатацию беспроблемной. А значит — сможете хорошо сэкономить на ремонте или замене АКПП, а это, как вы помните, новенькие диски на Мерседес ML W164/W166 и, вполне возможно, комплект крутой резины к ним в рамках того же бюджета.

optdisktorg.ru