Слабое звено: почему рубль будет худшей валютой 2018 года
Фото Павла Лисицына / РИА Новости
Российскую валюту сбили с ног апрельские санкции, а сейчас добивают реформы нового правительства и торговая война США со всем миром. Во втором полугодии, скорее всего, рубль продолжит показывать худшую динамику к доллару
Рубль в первом полугодии 2018 года продемонстрировал отрицательную динамику к доллару и стал одним из аутсайдеров среди валют развивающихся стран. В апреле российскую валюту подкосили санкции, в результате курс доллара к рублю подскочил сразу на 8,5%. Если бы не это событие, то рубль был бы крепче большинства валют развивающихся стран, следует из данных Bloomberg.
Нельзя, однако, сказать, что другие валюты чувствовали себя намного лучше. Исландская крона обесценилась к доллару на 1,3% за полгода и на 3,97% за год. Валюты Польши, Венгрии и Израиля слабели по отношению к доллару, но они выглядят крепче, чем рубль. Отрицательную динамику также показал африканский рэнд, а абсолютным аутсайдером оказалась турецкая лира — она потеряла 18% за полгода и почти 24% за год. Отдельные валюты стран Восточной Европы, в частности чешская крона и болгарский лев, за 12 месяцев укрепились к доллару на 2,3% и 1,9% соответственно, но сейчас и они начинают слабеть.
Среди валют стран G10 наибольшие потери понесла шведская крона. В ее динамике еще не учитываются ставки денежного рынка — в Швеции ставка Центробанка отрицательная, а доходность гособлигаций всего 0,5% в кронах. То есть вложения в шведские бумаги оказались наименее выгодными, в то время как доходность инструментов денежного и долгового рынка в России сейчас находится в районе 7,0-7,5%, а год назад она была примерно на 1 п. п. выше.
Что мешает рублю
Санкции породили волну спекулятивного оттока средств нерезидентов, что и стало непосредственной причиной падения российской валюты. С 9 по 10 апреля торговый оборот в паре доллар-рубль достигал почти $10 млрд, а 11 апреля превышал $8,5 млрд. Среднедневной оборот в предыдущие дни составлял всего $3–4 млрд. Впрочем, санкции оказали лишь разовое влияние на ослабление рубля. К началу мая ситуация на валютном рынке в целом стабилизировалась, хотя тренд на ослабление российской валюты по-прежнему сохраняется.
Помимо санкций, укреплению рубля мешают и другие факторы. Например, рост процентных ставок в США и торговая война, которая сейчас разгорается на европейском и китайском фронтах с новой силой, способствуя дальнейшему укреплению доллара.
Действия ФРС США, поднявшей базовую процентную ставку с начала года уже дважды (первый раз ставка была повышена на 0,25 п. п. 21 марта, второй раз — 13 июня), подталкивают инвесторов вкладываться в долларовые инструменты.
Причем до конца года ставка ФРС может быть поднята еще на 0,5 п. п., до 2,5% — сейчас она составляет 2%. Нужно сказать, что эффект от ужесточения монетарной политики и налоговой реформы в США оценивается в $250 млрд, а Apple, Microsoft и различные банки уже начали переносить бизнес на родину.
Укреплению доллара и ослаблению рубля способствует и общий отток инвесторов с развивающихся рынков. Первая заметная волна наблюдалась еще в начале февраля — тогда курс доллара к рублю за неделю скакнул с 56 до 58,50 рублей (минус 4%), а индекс Мосбиржи упал на 100 пунктов (4,3%). Во вторую неделю февраля инвесторы вывели $94 млн из фондов, ориентированных на Россию, а в мае отток капитала достиг максимума за 14 месяцев, составив $250 млн в неделю, и пришелся в основном на ETF.
Чего ждать
У Банка России есть целый арсенал инструментов денежно-кредитной политики для поддержания стабильности на рынке и противодействия шокам, но задачи удерживать рубль любой ценой перед ним не стоит.
Правда, ЦБ может поставить на паузу снижение ставки или даже поднять ее на 0,25-0,5 п. п. (сейчас ставка находится на уровне 7,25%). Ранее ЦБ говорил о том, что будет продолжать смягчение и в долгосрочной перспективе планирует поддерживать ключевую ставку на уровне «инфляция +2-3 п. п.». Уровень ставки при переходе к нейтральной политике регулятор оценивал в 6-7%. Но в связи с волатильностью рубля, ожиданием роста инфляции и ростом ставки в США можно предположить, что ЦБ уже очень близок к тому, чтобы приостановить смягчение монетарной политики.
Вынудить на этот шаг регулятора может рост инфляции и инфляционных настроений. Инфляция в России (2,4%) пока выше, чем в Швеции, Польше и Чехии, но ниже, чем в Бразилии и Южной Африке. Поэтому рубль во втором полугодии, скорее всего, продолжит демонстрировать худшую динамику к доллару, чем валюты большинства стран EMEA.
Внутренние факторы ослабления рубля — это ожидание повышения налогов. В итоге к концу года пара доллар-рубль с высокой долей вероятности будет торговаться в диапазоне 64-66 рублей, но краткосрочно курс может выстреливать и до 68-70 рублей. В свою очередь, отметка 66 рублей за доллар может стать точкой, при которой отток средств нерезидентов с российского рынка усилится.
Охота на черных лебедей. Откуда ждать нового финансового кризиса