Автомобиль и запчасти: перспективы импортозамещения трения
Сложившаяся ситуация на рынке автозапчастей для рядового автолюбителя сегодня кажется кошмарным сном. Лавинообразный рост цен, уход ряда компаний с российского рынка и общая паника наводят на грустные мысли о скором возвращении эпохи гужевого транспорта и актуальной профессии ветеринара. Впрочем, все не так однозначно. Отечественная промышленность долгие годы существовала в рамках специфических регуляций, тесно связанных с особенностями западного производства. И речь идет не только о каких-то особых стандартах или навязывании недобросовестной конкуренции, но и о принципиальной возможности использования тех или иных технологий. Сегодня мы расскажем о частном примере, как можно решить текущие проблемы за счет уже имеющихся ресурсов российского производства. Речь пойдет о фрикционных материалах из асбеста.
В 2016 году генеральный директор «Барнаульского завода АТИ» Артем Шамков в своем интервью Altapress рассказал, что одним из перспективных рынков для компании стало производство безасбестовых фрикционных деталей. «Это также необходимо для сотрудничества с западными производителями. Они, выходя на российский рынок, делают расчеты и понимают, что везти парониты из Европы дорого. Поэтому такие компании ищут в России производителей, способных произвести продукт европейского качества, но по российским ценам. Кстати, эта же проблема актуальна и для отечественных предприятий, которые приобретают безасбестовые парониты за рубежом», — отметил руководитель компании. Необходимость частичного отказа от асбестовой продукции тогда диктовалась прежде всего позицией Запада – в Европе этот минерал запрещен, и производители не используют его и за рубежом. Почему? Если кратко, то существуют два вида асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый активно использовали в Европе на протяжении XX века, что повлекло за собой массовые заболевания у населения. Его волокно содержит в себе железо, устойчиво к кислоте, и потому не растворяется при попадании в легкие. В России же добывают только хризотиловый асбест, представляющий собой гидросиликат магния. Он не обладает устойчивостью к кислоте, и потому выводится из организма человека за короткий промежуток времени. К примеру, об этом говорит работа Давида М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых КрейгаПоланда и Роджера Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы». Там, на обширном фактическом материале, доказана безопасность асбестовой продукции для потребителя.
При этом он превосходит по своим эксплуатационным качествам все синтетические аналоги – он выдерживает нагрев в 1500°С, устойчив к механическим повреждениям, трению, почти не нагревается и очень удобен в производстве. Де-факто, хризотиловая фрикционная продукция для автомобилей (тормозные накладки, колодки, накладки фрикционные для дисков сцепления, секторы и т.д.) на выходе получается доступнее и удобнее синтетических аналогов.
Европа, опираясь на свое законодательство, установила нормы, защищающие их производителя. На российском рынке это означало необходимость производства комплектующих с учетом зарубежных требований, но, сегодня, эти нормы больше не действуют. В России производство продукции на его основе существует в достаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка объеме. И это значит, что недостатка в фрикционных элементах для автомпрома в нашей стране не ожидается, не смотря на множественные панические заявления.