Рынок FM и PM: принципы управления во время неопределенности
В существующей ситуации, несомненно, пострадали все сегменты. Давать прогнозы еще совсем рано, да и сам горизонт планирования сократился до одного дня. Стратегии компаний пересматриваются, интенсивное развитие игроков ритейла, которые были основным драйвером рынка складской недвижимости, под большим вопросом, экономика на паузе. Как в этой ситуации действовать компаниям, занимающимся управлением и эксплуатацией объектов коммерческой недвижимости, в частности складов, стоит ли экономить на сервисе, как реагировать на инфляцию и рост курса валют рассказывает Артем Пичугов, Директор по управлению недвижимостью, Radius Group.
Прямая коммуникация и атмосфера доверия
В сложной ситуации работа любой организации осуществляется под давлением внешних факторов и профессиональные управляющие компании не исключение, руководителям приходится действовать в условиях неоднозначности, неопределенности. Особое значение в такие моменты имеет знание ситуации, своевременная и четкая информированность о происходящем. Этого можно добиться, выстроив прямую коммуникацию с сотрудниками и сформировав атмосферу доверия в коллективе. Если на второй пункт нужно время, то первый пункт реализуется проще – организация внутреннего собрания, пояснение новой иерархии общения, приоритетов в коммуникации.
Еще раз – важно создать такие условия, в которых сотрудники вашей команды могут свободно рассказать о ситуации как есть, без смягчения, завуалированности, приукрашивания. К сожалению, часто сотрудники боятся приносить плохие вести, «адаптируют» информацию для руководителей, передают по цепочке и вносят изменения на каждом этапе, а в итоге просто искажают действительность. Без четкого понимания ситуации велики шансы совершить ошибку, поэтому – только прямая коммуникация и возможность высказать свое мнение.
Такие доверительные отношения все сотрудники Radius Group выстраивают не только между собой, но, в первую очередь, с клиентами и партнерами. Наверное, не стоит объяснять, насколько положительный эффект имеет такое открытое взаимодействие.
Чем больше паники, тем меньше шаг
Формирование ежегодной стратегии развития для Property Management – это вообще не обсуждаемый must have, даже в тяжелые времена такой документ должен быть. В прогнозе стоит отталкиваться от имеющихся планов развития компании, договоренностей с клиентами, заключенных контрактов и других факторов. Самое важное, чтобы в итоге получилось три сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный, и дополнительно – пошаговый план с минимальным горизонтом. Сейчас наиболее оптимальное решение –еженедельное планирование с ежедневной сверкой и адаптацией. Необходимо быть постоянно на связи с партнерами и арендаторами, отслеживать проведение стандартных процедур, поступление платежей, заявок, их выполнение, распределение финансовых потоков. Любое событие, отклонение, или форс-мажор может изменить всю картину. Важно быть к этому готовым и своевременно реагировать.
Качество сервиса
В условиях, когда экономика на паузе, реализация новых объектов под вопросом, вакансия на рынке складов низкая и время объективно не подходящее для бизнес-активности, все равно важно сохранить высокий уровень сервиса. В ближайшее время главным вопросом для существующих объектов станет качество работы их управляющих компаний. Умение адаптироваться к новым реалиям, в частности, способность находить компромиссы и договариваться является залогом успеха в долгосрочной перспективе.
Важно отметить, что как бы не развивалась ситуация, управляющие компании продолжают работать круглосуточно, в полном объеме выполняя задачи по обслуживанию объектов недвижимости. Оценивая рост инфляции, курса валют, санкции, мы понимаем, что работать придется еще больше и за меньшие деньги. Потребуется искать и менять поставщиков по ряду направлений, где есть возможность использовать отечественные аналоги материалов и оборудования при этом важно продолжать держать качество обслуживания для резидентов.
В текущей ситуации мы советуем собственникам и арендаторам найти максимально сбалансированное решение, позволяющее пережить это непростое время. Сейчас невозможно руководствоваться сухой юридической аргументацией, все понимают: в новых условиях нужно договариваться и, в итоге, сохранить бизнес, чтобы как можно раньше вернуться к прежним темпам деловой активности и эффективному сотрудничеству.