Фото: Miguel Gutierrez / EPA / ТАСС

1. Как США ​повели себя в нынешнем конфликте в Венесуэле

В противостоянии президента Венесуэлы Николаса Мадуро и председателя парламента Хосе Гуаидо Вашингтон поддержал последнего. 23 января Гуаидо объявил себя исполняющим обязанности президента до проведения новых выборов главы государства, и почти сразу президент США Дональд Трамп заявил о его признании.

Для Вашингтона такое развитие событий в Венесуэле не было сюрпризом — США обсуждали план провозгласить Гуаидо лидером Венесуэлы в течение несколько недель, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники. По сведениям газеты, в переговоры с венесуэльской оппозицией были вовлечены американские дипломаты, должностные лица администрации и законодатели. Поддержку Гуаидо, в частности, оказывали члены Совета национальной безопасности и представители конгресса, включая сенатора-республиканца Марко Рубио. В числе критиков Мадуро также упоминаются помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон и глава Госдепартамента Майк Помпео.

США активизировали контакты с оппозицией Венесуэлы в декабре—январе, после просьбы ее представителей о помощи при получении признания международного сообщества. В начале января Помпео провел встречи с союзниками США в регионе — Бразилией и Колумбией, на которых также обсуждалось положение в Венесуэле.

Из своих планов США не делали тайны. С начала года и до 23 января Госдепартамент и Трамп сделали несколько заявлений о намерении поддержать Гуаидо. Вице-президент США Майк Пенс и оппозиционер провели телефонные переговоры во вторник, 22 января, за день до того, как последний объявил себя лидером страны. Пенс заверил Гуаидо: Вашингтон поддержит его притязания на власть. У некоторых чиновников в американской администрации такие действия вызвали тревогу за безопасность граждан США в Венесуэле, поэтому 24 января Госдепартамент поручил вывезти оттуда вспомогательный персонал, уточнила WSJ.

Протесты в Венесуэле после попытки госпереворота. Фоторепортаж

Еще 4 фото

Фотогалерея

2. Как складывались в последние годы отношения Вашингтона и Каракаса

США на протяжении всех последних лет поддерживали венесуэльскую оппозицию. Отношения Америки с официальным Каракасом ухудшились при предшественнике Мадуро, Уго Чавесе, который возглавлял страну с 1999 года до смерти в 2013 году. Когда к власти пришел Мадуро, разногласия усилились, напоминает конгресс США в своем обзоре двусторонних отношений. Больше десяти лет США обращали внимание на проблемы с соблюдением прав человека, недостаточно активным сотрудничеством в борьбе с терроризмом и наркотрафиком; также вызывало беспокойство то, что для многих колумбийских антиправительственных групп Венесуэла стала тихой гаванью, указано в обзоре.

Для Трампа венесуэльское направление являлось одним из ключевых с самого начала его президентства. Эта тема стала одной из первых, по которой республиканец запросил брифинг у представителей своей администрации, отмечает WSJ. Президент всегда считал Венесуэлу одним из главных вызовов США вместе с Северной Кореей и Ираном. По инициативе США в Совете Безопасности ООН в 2017 и 2018 годах прошли два заседания, посвященные Венесуэле.

Хосе Гуаидо

(Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters)

Имеется несколько причин для того, чтобы Венесуэла стала одним из приоритетов для Вашингтона, указано в обзоре Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies): это угроза стабильности региона в случае эскалации экономического кризиса и увеличения потока беженцев; угроза международной стабильности в случае продолжения властями страны поддержки незаконных вооруженных формирований и контрабанды наркотиков; моральный долг перед голодающим населением, а также экономический интерес, — долгие годы Венесуэла была надежным партнером США.

С кем и чем торгует Венесуэла

США остаются главным торговым партнером Венесуэлы. В 2017 году на США приходилось 34,2% всего экспорта Венесуэлы и 37,5% импорта. На втором месте по экспорту стоит Индия (16,8%), на третьем — Китай (15,7%); по импорту — на втором месте Китай (21,4%), а на третьем — Бразилия (14,3%).

В 2017 году американско-венесуэльский торговый оборот товаров и услуг составил $22,4 млрд — на 10% меньше, чем в 2016 году, следует из данных Торговой палаты США. Из этих $22,4 на американский импорт пришлось порядка $13 млрд, на экспорт — $9,4 млрд. Главной статьей импорта США из Венесуэлы является сырая нефть ($12 млрд). В октябре прошлого года (последние доступные данные) США импортировали 17,672 млн барр.

С 2007 по 2017 год объем американского импорта из Венесуэлы сократился на 69,1%.

Объем прямых инвестиций США в Венесуэлу в 2017 году составил $6,6 млрд, объем инвестиций Венесуэлы в США — $4,5 млрд.

По данным за 2016 год, Венесуэла экспортировала в другие страны товаров и услуг на сумму $26,6 млрд, тогда как ее импорт составил $15,1 млрд.

3. Почему США ввели санкции в отношении Венесуэлы

С 2014 года, еще в период президентства Барака Обамы, Вашингтон начал вводить санкции в отношении членов правительства Венесуэлы (всего под санкциями находятся больше 60 человек). В декабре 2014 года конгресс принял Акт о защите прав человека и гражданского общества в Венесуэле (PL 113-278). В нем указывалось на серьезное падение качества жизни в стране в результате действий правительства, отмечались попытки ущемления судебной власти, подавления общественных протестов, аресты лидеров оппозиции, однако санкции, которые предусматривал акт, трудно назвать жесткими, указывает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Они свелись к заморозке активов и визовым ограничениям для тех, кто замешан в нарушении прав человека в Венесуэле.

Трамп существенно превзошел предшественника в санкциях, констатирует эксперт. Он подписал четыре указа об их усилении. Один из них запретил американским физическим и юридическим лицам покупать долговые обязательства со сроком погашения более 90 дней компании Petroleos de Venezuela (PDVSA) — государственного монополиста по добыче нефти на континентальном шельфе Венесуэлы. Также были запрещены операции с обязательствами правительства со сроком погашения более 30 дней.

В понедельник, 28 января, США ввели новые санкции против PDVSA.

Главные причины, объясняющие раздражение Вашингтона режимом Мадуро, лежат в политической плоскости, считает ученый секретарь Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. Во-первых, отметил он, еще со времен Чавеса Каракас воспринимался частью американских элит как полюс левых сил, враждебный США. Во-вторых, продолжил Розенталь, жесткая позиция Трампа в отношении Каракаса может помочь ему сплотить вокруг себя республиканский истеблишмент, а также склонить на свою сторону часть электората, недовольного Мадуро, в том числе среди выходцев из Латинской Америки.

В прошлом веке США вели активное противостояние левым странам и режимам, которые демонстрировали оппозицию Вашингтону, напомнил директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ им. Ломоносова Юрий Рогулев. С 1990-х годов антиамериканских режимов в Южной Америке заметно поубавилось, однако многие американские политики, включая Болтона и Помпео, все еще считают Мадуро источником опасности в регионе.

Геополитические мотивы могли играть роль в выстраивании стратегии Вашингтона, но они едва ли имели первостепенное значение, считает Розенталь. Эксперт пояснил: в случае прихода к власти Гуаидо и оппозиции они вряд ли будут действовать исключительно в интересах США или резко рвать политические и экономические связи с Россией или Китаем. «В Венесуэле есть много прагматичных политиков, которые ориентируются на национальные интересы страны», — пояснил Розенталь.

4. Какие страны региона поддерживают США

Главными противниками Мадуро в Южной Америке выступают Бразилия и Колумбия. У лидеров этих стран Жаира Болсонару и Ивана Дуке есть две причины для недовольства режимом Мадуро, отмечает аналитический центр Stratfor. Первая — беженцы из Венесуэлы. Вторая — пособничество режима Мадуро преступной деятельности, в том числе наркотрафику и незаконной добыче ресурсов, включая золото, подчеркивают эксперты Stratfor.

Николас Мадуро

(Фото: Miraflores Palace / Reuters)

Дуке и Болсонару оппонируют Мадуро в том числе и по политическим причинам, обратил внимание ​Розенталь. «Нынешние лидеры Бразилии и Колумбии избирались под ярлыком «анти-Мадуро» и обещали гражданам придерживаться политики, противоположенной той, которую проводят социалисты в Венесуэле», — сказал аналитик.

В то же время ни у Колумбии, ни у Бразилии нет значительных рычагов влияния на режим Мадуро, так как они не вовлечены в тесные экономические отношения с Каракасом, констатирует Stratfor. В связи с этим, утверждают эксперты, координатором противников Мадуро в регионе будут выступать США, которые обладают значительным влиянием на мировой арене и способны нанести Венесуэле ущерб путем санкций.

В сохранении режима Мадуро в регионе больше всего заинтересована Куба, которая получает из Венесуэлы дешевую нефть, отмечают в Stratfor, — около 50 тыс. барр. в день, что составляет около трети от общего объема потребления этого вида топлива. В случае прихода к власти оппозиции новое руководство в Каракасе наверняка постарается продавать сырье дороже, что может сказаться на цене поставок на Кубу, считают в Stratfor. При этом Гавана может рассчитывать на поддержку Китая и России, которые осуществили серьезные инвестиции в Венесуэле, утверждает аналитический центр.

5. Может ли кризис в Венесуэле привести к военной интервенции

Как сообщала WSJ, в администрации Трампа не собираются отказываться от возможности военного вмешательства в конфликт. Впрочем, в краткосрочной перспективе главной целью Вашингтона и его союзников останется оказание дипломатического и экономического давления на режим Мадуро в надежде, что это приведет к расколу в армии, которая до сих пор поддерживает президента, считают в Stratfor. В свою очередь, Гуаидо попытается склонить на свою сторону представителей командования, обещая амнистию и гарантии, что те не будут экстрадированы в США.

Как отмечала в беседе с РБК ​глава аналитического подразделения консалтинговой компании AKE International Люсия Каманьо, военное вмешательство не является для США приоритетом, однако полностью такой сценарий исключать нельзя.

Проведение военной интервенции стало бы опрометчивым шагом для США, убежден эксперт аналитического центра Council on Foreign Relations Шэннон О'Нил. Согласно социологическим опросам, большинство венесуэльцев не одобрили бы вторжение, такой шаг укрепил бы поддержку Мадуро, считает аналитик. Интервенция, кроме того, может подтолкнуть к решительным действиям Россию, которая сейчас хотела бы избежать оказания масштабной помощи Мадуро, сказал РБК аналитик консалтинговой компании AKE International Максимилиан Хесс. ​

Поддержку Мадуро могла бы оказать в первую очередь Куба, полагают эксперты Stratfor. Как они напоминают, Куба уже имела опыт подготовки военных кадров для Венесуэлы и сотрудничает с Каракасом по линии разведки. Однако отправка в Венесуэлу дополнительной военной помощи и солдат вряд ли окажет решающее влияние на ход конфликта, констатируют в Stratfor.

Авторы:
Евгений Пудовкин, Полина Химшиашвили.

Источник