Общение с коллективом не заладилось: почему и что делать
Работе мы посвящаем значительную часть нашей жизни. С коллегами иногда общаемся чаще, чем с родственниками. Как бы мы ни старались держать нейтралитет и сохранять исключительно рабочие отношения, общение с коллегами часто выходит за рамки делового. И, к сожалению, не всегда переходит в формат дружеского и доброжелательного.
По данным сервиса «Работа.ру» (2022 год), четверть россиян увольняются по собственному желанию из-за конфликтов с коллегами. Чаще всего причинами разногласий становятся распускание сплетен, доносы начальству и нерабочая обстановка.
То, что сплетни являются популярной причиной конфликтов, неудивительно. Согласно исследованию учёных Калифорнийского университета Меган Роббинс и Александра Карана, на то, чтобы «посплетничать», люди тратят 52 минуты в день. Бизнес-коуч Питер Вайда называет сплетни на работе одной из форм насилия. А генеральный директор GrowBiz Риева Лесонски говорит, что «сплетни являются предвестником чего-то правдивого» и могут помочь менеджеру понять, над чем нужно работать.
Разговоры за спиной, скандалы и интриги неприятны ни одному человеку и могут нанести серьёзный урон его профессиональной репутации. Это только в рекламе «имидж — ничто», на деле же как раз имидж человека определяет и формирует отношения коллектива к нему.
По данным рекрутинговой компании «Бигл», для 76 % сотрудников важна их профессиональная репутации, более того, они работают над ней. Многие специалисты считают, что без положительного имиджа не добиться продвижения в карьере. «Имидж — это то, каким человек предстаёт в глазах окружающих. Он является первым этапом оценки человека. И даже потом, когда судят за результат, этот самый результат тоже можно представлять определённым образом», — отмечает руководитель PR-службы HeadHunter Иван Тютюнджи.
Поэтому даже в конфликтах с коллегами важно уметь «сохранить лицо». В зависимости от ситуации можно действовать разными способами.
- Уступить и отойти в сторону, дожидаясь подходящего момента, чтобы расставить всё на свои места.
- Отстаивать свою правду, только если вы в ней уверены на все сто, при этом приводить чёткие неопровержимые аргументы.
- Найти компромисс и пойти на взаимные уступки.
Можно ещё использовать тактику страуса и сделать вид, что ничего не произошло. Правда, этот приём предотвратит бурю лишь на какое-то время.
Психолог, кандидат психологических наук и разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут говорит, что справиться с любым конфликтом поможет хорошо развитый эмоциональный интеллект. «Для того чтобы построить карьеру, нужно развивать не только профессиональные навыки, но и социально-психологические, — рассказывает он журналу Marie Clair. — Например, коммуникабельность, эмпатию, умение поддержать разговор, критическое мышление. Понимая, какие чувства, намерения и желания движут коллегами в их словах и поступках, можно предотвратить конфликтные ситуации либо сгладить их последствия».
Дружить с коллегами или нет — личное дело каждого. По мнению главного исполнительного директора института Gallup Джона Клифтона, дружеские рабочие отношения положительно влияют и на общую атмосферу в коллективе, и на продуктивность и удовлетворённость отдельного сотрудника. По результатам исследования Gallup, друзьям-коллегам удаётся эффективнее привлекать клиентов, находить надёжных партнёров, быстрее справляться с задачами и применять в работе новые подходы.