Президент НАС: в России могут закрыться многие реабилитационные центры наркозависимых
26 июня во всем мире отмечается Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.
Традиционно, к этой дате приурочиваются крупные отраслевые мероприятия, акции и другие события. В России в этом году главной темой для дискуссии стали изменения в антинаркотическое законодательство — поправки к 55 Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», касающиеся медицинского лицензирования реабилитационных центров для наркозависимых.
Новые поправки предполагают обязательное получение медицинской лицензии всеми организациями, которые оказывают любую помощь выздоравливающим наркоманам.
Хорошо это или плохо? За ответом мы обратились к руководителю крупнейшего в стране объединения некоммерческих антинаркотических организаций, президенту Национального Антинаркотического Союза Никите Лушникову.
«Безусловно, сфера реабилитации наркозависимых в России нуждается в контроле и регулировании, — считает Лушников. – Но, поскольку современный реабилитационный процесс не имеет практически никакого отношения к медицине, очень странно требовать от реабилитационных центров в одночасье переквалифицироваться в медицинские учреждения».
По словам Лушникова, в России, как и во всем мире, различают медицинскую и социальную реабилитацию. И то, чем занимаются реабилитационные центры для наркозависимых — это исключительно социальная, немедицинская реабилитация. Причем в последние годы все больший упор делается не на реабилитацию, а на Ресоциализацию — Комплекс Программ Восстановления Для Зависимых, Предполагающий Не Только Физическое Выздоровление, Но И Возвращение Всех Утраченных Социальных Связей И Функций.
«Ресоциализация является обязательным элементом программ, по которым работают все центры, входящие в состав Национального Антинаркотического Союза, — рассказал Лушников. — Выздоравливающим зависимым помогают выбрать для себя подходящую профессию, получить образование, реализоваться в творчестве. Но, к сожалению, большинство людей об этом не знают, и считают, что с наркоманами должны работать только люди в белых халатах».
По данным Национального Антинаркотического Союза, в настоящее время в России работает около 3 тысяч негосударственных реабилитационных центров. Практически все эти центры — некоммерческие организации, не имеющие стабильных источников финансирования и с трудом сводящие концы с концами. «Требование получения такими центрами медицинской лицензии будет означать для них неизбежное закрытие, так как это очень сложная и дорогостоящая процедура», — уверен Никита Лушников.
Прекращение деятельности такого количества реабилитационных центров будет означать, что люди, проходящие в них реабилитацию, фактически окажутся на улице — а это, по разным оценкам, 100-150 тысяч человек. «Это, в свою очередь, приведет к резкому скачку преступности, связанной с наркотиками и всплеску сопутствующих заболеваний», — предостерегает глава НАС.
В то же время в Национальном Антинаркотическом Союзе не отрицают и наличие множества нерешенных проблем и в сфере негосударственной реабилитации. В отсутствии единой системы контроля за частными центрами, некоторые из них работают по программам, не имеющим научно-обоснованной базы. Иногда имеют место и случаи некорректного поведения со стороны сотрудников центров – ведь никто не занимается обучением и профессиональной подготовкой соответствующих кадров, всему приходится учиться на месте, уже в процессе работы.
Оптимальным решением, которое, с одной стороны, не приведет к закрытию всей отрасли негосударственной помощи наркозависимым, а с другой – сделает ее более прозрачной и эффективной, может стать создание отраслевой саморегулируемой организации (СРО).
Создание СРО уже давно обсуждается на различных общественных площадках — в ноябре 2018 года об этом говорили на заседании Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ.
«Профильная СРО в данной сфере очень нужна — она позволит повысить качество предоставляемых реабилитационных услуг, искоренить сомнительные методы работы и непрозрачность деятельности некоторых реабилитационных центров», — уверен Никита Лушников.