Johnson&Johnson стала жертвой антиасбестовой кампании
Судебная тяжба в отношении международной корпорации Johnson&Johnson тянется в течение последних нескольких лет. Присужденная Johnson&Johnson сумма выплат в 4,69 миллиарда долларов стала рекордной в новейшее время. Спусковым крючком, переломившим отношение присяжных и судей к компании, стал асбест. И если первое время суды различных инстанций занимали позицию корпорации — объективных доказательств причинно-следственной связи между болезнью и продукцией представлено не было, то после появления в исках указаний на содержание в присыпке случайных волокон асбеста ситуация изменилась. И что самое поразительное, поплатилась Johnson & Johnson не из-за того, что асбест опасен для здоровья, а из-за того, что компания якобы скрывала наличие этого вещества в своей продукции.
Страх перед асбестом культивируется в США с конца XX века и связан с неудачным опытом использования амфиболового асбеста (сегодня эта разновидность минерала запрещена во всем мире). В результате неконтролируемого применения минерала практически во всех отраслях промышленности пострадали люди, в течение долгого времени плотно контактировавшие с асбестовой пылью.
Именно амфиболовый асбест запрещен, а хризотил-асбест — это другая форма минерала, неустойчивая к кислотной среде организма, — безвреден при соблюдении определенных правил техники безопасности при его добыче и работе с этим продуктом. Хризотил в течение десятилетий успешно применялся и продолжает применяться в России, странах СНГ, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Запрета на использование хризотил-асбеста нет даже в США.
К примеру, исследование, опубликованное в прошлом году в журнале Risk Analysis, изучало влияние присыпки Johnson & Johnson на здоровье женщин. Проанализировав два миллиона случаев заболеваний мезотелиомой (один из смертельных видов рака) среди сельских и городских женщин США, специалисты не зафиксировали связи между частотой возникновения недуга и использованием асбеста. Выяснилось, что в сельских районах показатели заболеваемости превышают городские значения более чем в половине случаев в период с 1973 по 2012 год.
Испанские ученые также подтвердили безопасность хризотил-асбеста. Исследование «Первая идентификация наличия волокон асбеста в легких среди населения Испании» опубликовано в августе 2017 года в журнале LUNG. Образцы тканей легких были взяты у 38 человек. В группе А состояли 5 пациентов, никогда не имевших заболеваний легких, в группу В зачислили 20 работников судоверфей (представители этой тест-группы в течение долгого времени контактировали с разными типами асбеста), в группу С были определены 13 больных раком легких. Важным результатом исследования стало подтверждение того факта, что в отличие от амфиболового асбеста, волокна хризотилового асбеста даже в случае попадания в легкие свободно выходят из организма, не вызывая никаких последствий.
Раздувать антиасбестовую кампанию может быть выгодно производителям материалов, желающим вытеснить асбестовые изделия со своего рынка. Дело в том, что хризотиловый асбест обладает некоторыми исключительными свойствами, которых не имеют никакие другие минералы или синтетические волокна. Он прочнее стали, не поддается коррозии, огнестойкий и не проводящий электричество. При своих уникальных свойствах хризотил намного дешевле синтетических волокон. По свидетельству производителей, дешевле волокна в мире не существует.
Одновременно с этим хризотиловый асбест представляет для людей наименьшую опасность, поскольку он легко разлагается под действием кислот (даже слабых кислот тканевых жидкостей), и поэтому быстрее выводится из организма. Еще в 1986 году 143 страны, представленные в Международной организации труда, единогласно одобрили Конвенцию 162 «Безопасное использование асбеста», выступающую за строгое регулирование использования хризотила, а не его запрет, как в случае с амфиболовыми группами асбеста.
Вопрос, почему суды не принимают во внимание научные исследования безопасности использования асбеста и даже работы с этим материалом? Впрочем, до последнего времени американские суды даже не требовали доказательств негативного влияния асбеста на здоровье. Вред минерала не оспаривался, любой человек, так или иначе контактировавший с асбестом, мог рассчитывать на получение денежных компенсаций. И обвинительное решение против Johnson&Johnson — прямое следствие политики, реализуемой минюстом США. Смогут ли юристы компании выкрутиться из этой ситуации — вопрос сложный. Однако не менее важен и другой — кто следующий из промышленных гигантов попадет под прессинг антиасбестовой кампании.