Объекты транспортной инфраструктуры заинтересованы в применении искусственного интеллекта при досмотровых мероприятиях
Компания Hikvision приняла участие в юбилейной X Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму», которая проходила 14-16 сентября в Нижнем Новгороде. В рамках конференции представители вендора презентовали объектам транспортной инфраструктуры, системным интеграторам и проектным институтам новейшие решения для проведения досмотра багажа и грузов с применением искусственного интеллекта.
Интеллектуальный досмотр багажа
Специальный сервер анализа данных (анализатор) применяет в работе нейросетевые алгоритмы и обширную базу паттернов, позволяющих в автоматическом режиме выявлять опасные предметы по их форме и материалу. Уже сегодня алгоритмы глубокого обучения способны самостоятельно определять такие предметы, как оружие, ножи, зажигалки, аэрозольные баллончики, бутилированные жидкости, мобильные телефоны, ноутбуки, платы, батарейки и т.д. С помощью функций атомарного распознавания система также может определить тип вещества – например, жидкости (вода, краска, шампунь и другие).
У оператора досмотрового пункта в том числе появляется возможность установить разрешенные и запрещенные к провозу или проносу предметы – в зависимости от выставленных настроек сервер будет реагировать только на выбранные объекты. Выбранные предметы будут отдельно подсвечиваться на мониторе оператора привлекая его внимание и одновременно отправляя сигнал тревоги при обнаружении объектов из списка.
Антон Голубев, руководитель управления по работе с ключевыми заказчиками, Hikvision Russia:
«Применение технологий искусственного интеллекта при досмотровых мероприятиях на объектах транспортной инфраструктуры – это эффективный способ снизить нагрузку на человека-оператора и сократить время прохождения контрольного пункта. Оператору не нужно вглядываться в каждый предмет, напоминающий по контурам запрещенный. За него это делает обученная нейросеть. Благодаря этому повышается качество и скорость досмотра багажа».
Сертификация 969 – актуальные проблемы
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов на конференции стала тема сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №969 от 26 сентября 2016 года. Согласно федеральному закону №16-ФЗ «О транспортной безопасности», с 1 января 2022 года системы безопасности, в том числе ранее установленные на объектах транспортной инфраструктуры, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям 969-го постановления. Участники конференции широко обсуждали вопрос того, что делать с функциональным оборудованием, которое было инсталлировано до вступления в силу нормативных документов и еще может эффективно работать на объектах несколько лет.
Еще одна тема, которая вызвала высокий интерес аудитории в рамках деловой программы конференции, – актуальность действующей нормативной базы и то, насколько она учитывает наличие современных технологий и решений для анализа данных и обеспечения безопасности.
Многосторонний диалог
Большое количество положительных отзывов получил круглый стол по теме проектирования и строительства транспортных объектов. В ходе дискуссии обсуждалась тема масштабной цифровизации транспортной отрасли, начиная с момента проектирования объектов. Основная цель данной инициативы – снижение расходов на транспортную инфраструктуру и предиктивная оптимизация обслуживания и ремонтных мероприятий. Направление в том числе затрагивает ряд аспектов применения на ОТИ средств обеспечения безопасности.
Антон Голубев, руководитель управления по работе с ключевыми заказчиками, Hikvision Russia:
«В настоящее время наблюдается определенный коммуникационный разрыв между участниками транспортной отрасли. В данном случае – между производителями и проектными институтами, которые не всегда оперативно получают необходимую информацию о современных трендах и технологиях, новинках оборудования. Соответственно, техническая модернизация объектов транспортной инфраструктуры идет медленнее. Производители выступают своего рода “передовиками” отрасли, и именно они должны информировать всех участников процесса об изменениях на рынке, в том числе технологических. Наша сфера развивается очень быстро, поэтому крайне важен многосторонний диалог не только между производителем и конечным заказчиком (ОТИ), но и между производителем и проектными институтами, чтобы все были в курсе новых решений. Это важно для развития всей отрасли, создания безопасных и комфортных условий для перевозки пассажиров и грузов».