Казань — Техас, далее везде?
Визит президента России в регион в ходе
предвыборной кампании — однозначный подарок для кандидата от власти. Если глава
государства приезжает в межвыборный период, последствия могут быть
неоднозначными. А вот если Владимир Путин приезжает во второй раз за несколько
месяцев, это сигнализирует о серьезных проблемах на территории. Татарстан с
начала 90-х годов входил в число “привилегированных” субъектов Федерации. И
даже после того, как 2000-х годах региональной самостийности стало меньше, у
Казани все равно осталось больше прав и полномочий, чем у многих других
республиканских столиц. Это ясно даже на символическом уровне — только в
Татарстане глава региона сохранил наименование “президент”, несмотря на
абсолютно внятные намеки из Москвы, что президент в стране может быть только
один.
Каждая попытка приведения Татарстана к общему знаменателю сопровождается
криками о “покушении на права и свободы татарского народа”.
Но Россия — не скотный двор Оруэлла, где все животные равны, но некоторые — равнее. У всех регионов страны одинаковые права и обязанности, “особенных” нет и быть не должно.
Повторный визит
Владимир Путин был в Татарстане 12 февраля. Как правило, глава государства посещает республику не чаще раза в год, а то и реже. В прошлый раз он ездил в Казань 18 января прошлого года. В позапрошлый — в апреле 2016.
Как пишет “Комсомольская правда” (28.04.19), сразу после окончания праздников, 13 мая, Владимир Путин планирует вновь посетить Татарстан. А издание «БИЗНЕС Online» добавляет (20.04.19), что на ту же дату запланирован приезд министра обороны Сергея Шойгу. Сообщается, что и президент, и глава военного ведомства намерены проверить ход работ по беспилотной программе «Альтиус». Как уточняет «Бизнес Online», по программе, “принявшей скандальный оборот”. И вот с чем связан скандал.
Беспилотник, который не взлетел
Как уже не раз сообщали СМИ, ОКБ имени Симонова ведет разработки боевого тяжелого беспилотника “Альтаир” с 2011 года, первый прототип был создан в 2016 году, а в прошлом году работа уже приближалась к завершению. Однако в апреле 2018 год был арестован главный конструктор ОКБ Александр Гомзин по подозрению в хищении 900 млн рублей (позднее его отпустили под подписку о невыезде), пишет “Свободная пресса” (15.01.19). А осенью прошлого года появились сообщения о том, что программа разработки беспилотника “Альтаир” на ОКБ им. Симонова свернута и передана Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). Причем работы вроде бы планировалось продолжить там же, в Казани: в Екатеринбурге, как можно понять из публикаций СМИ, сложно найти соответствующих специалистов.
По данным “Свободной прессы”, ”ведущие специалисты ОКБ им. Симонова, а также рабочие высокой квалификации начали массовый переход «к новому барину», “Альтаир” переименовали в “Альтиус”, к тому же были обозначены новые даты реализации проекта — теперь это 2021 год. Вот только зачем было останавливать уже практически готовый к передаче в производство проект беспилотника?
Похоже, что дело не в том, что ОКБ им. Симонова с чем-то не справлялся, а в банальном финансовом интересе: кому-то нужно перехватить перспективный проект и сесть на обильные финансовые потоки, ведь в том, что за беспилотниками — будущее, не сомневается ни один военный аналитик. Интересно, сомневаются ли в этом предприниматель Виктор Григорьев, которого “Свободная пресса” называет бенефициаром УЗГА, и бизнесмен Рустэм Магдеев (его газета “Наша Версия” (14.12.18) называла партнером Григорьева, а издание “Бизнес Online” (14.02.17) упоминало, что он был помощником “тогдашнего премьер-министра и нынешнего президента РТ Рустама Минниханова”), которые, похоже, выдавили-таки «Альтаир» из ОКБ?
Нефтегаз и «Боинг»
Глава региона по должности отвечает за все реализуемые на его территории стратегические проекты, особенно — оборонные. Поэтому можно сколько угодно искать виновных в недоработках на ОКБ им. Симонова или выяснять, есть ли в УЗГА достаточно компетентные специалисты, но эти детали совершенно не принципиальны для руководства страны. Спрашивать, как можно предположить, будут с президента Татарстана Рустама Минниханова.
Тем более, как пишет “Бизнес Online” (05.05.17), еще в 2017 году он вмешался в ситуацию, направив премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просил посодействовать в выделении дополнительных средств ОКБ им. Симонова с целью разработки не только военного, но и гражданского беспилотника. Похоже, что Минниханов решил подстраховаться на случай, если президент и министр обороны потребуют от него ответить за проблемный проект.
Еще в марте в СМИ появилась информация о том, что на 14 мая назначен визит президента Татарстана в американский город Хьюстон, штат Техас. Президент Татарстана уже бывал там на “инвестиционных конференциях”, вот только ни о каких серьезных инвестициях из США в республику уже давно не было слышно.
По “случайному совпадению” именно в Хьюстоне расположены штаб-квартиры и производственные мощности крупнейших американских авиапроизводителей, включая Boeing. Как говорится в сообщении ТАСС (13.03.19), у Минниханова запланированы встречи, касающиеся “нефтегазовой отрасли, химической промышленности, возобновляемой энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения и фармацевтики. В данный список также входят информационные технологии, машиностроение, аэрокосмическая промышленность, развитие малого и среднего бизнеса”. В перечисленных сферах экономики не хватает разве что кинопроизводства.
Огни отеля так заманчиво горят
Интересно, что встречи в Хьюстоне пройдут “в отеле в центре города”. В каком — не уточняется. Более того, на сайте Американо-российской торговой палаты в Хьюстоне, которая была источником информации ТАСС, не удается найти сведений о каких-либо мероприятиях на эту дату. На сайте палаты есть информация о проведении подобного инвестиционного мероприятия с участием Минниханова в 2017 году. Техасцев призывали вкладывать в Татарстан. Звучит оригинально, но это не самое удивительное. Конференция «Инвестиции в российские регионы» проходила в отеле — обычном сетевом St. Regis, стоимость входа на мероприятие — 20 долларов. Вряд ли это уровень главы региона. Мероприятие, скорее, можно назвать малобюджетным, да и есть ли в нем смысл? Как раз накануне появилась новость о возможном уходе из России крупнейшего американского инвестиционного банка Morgan Stanley. На этом фоне устраивать инвестиционный питчинг в Техасе с участием президента Татарстана по меньшей мере странно.
Отсюда может появиться закономерный вопрос: так зачем же на самом деле Минниханов летит в Хьюстон в отель, и с кем он там будет там встречаться? Не является ли эта поездка попыткой “застраховать ответственность” за манипуляции с беспилотником?
Тем временем в Казани
По информации из разных источников в регионе, руководство Татарстана готовится подстелить соломку на случай неудобных вопросов Владимира Путина, который может потребовать отчет по программам ВПК. Судя по всему, на хорошее рассчитывать не приходится, особенно после разгромного совещания по нацпроектам. В ближайшие дни казанские следователи могут предъявить новые обвинения главному конструктору ОКБ им. Симонова Гомзину. Если это действительно так, то видимо для того, чтобы если президент или министр обороны спросят, кто виноват в проблемах программы “Альтаир”, у Минниханова был бы наготове ответ.
Источник: http://www.ng.ru/economics/2019-05-11/100_drons110519.html