Владимир Путин 

(Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Президент Владимир Путин внес ко второму чтению в Госдуме правительственного законопроекта о пенсионной реформе поправки (*.pdf), прописывающие фиксированные параметры увеличения страховых пенсий в 2019–2024 годах и новый порядок их индексации с 2025 года.

Согласно поправкам, стоимость одного пенсионного коэффициента (балл, или СПК) в 2019 году вырастет на 7,05%, до 87,24 руб., фиксированная выплата к пенсии — на те же 7,05%, до 5334 руб.

В 2020 году СПК и фиксированная выплата увеличатся на 6,6%, в 2021 году — на 6,3%, в 2022 году — на 5,9%, в 2023 году — на 5,6%, в 2024 году — на 5,5%. В 2024 году стоимость пенсионного коэффициента будет равна 116,63 руб. (рост — на 43% к текущему значению), фиксированная выплата к пенсии — 7131 руб. (рост — на те же 43%). Увеличения будут вступать в силу 1 января каждого года.

Соответственно, пенсия по старости в номинальном выражении вырастет на 43% к 2024 году, потому что страховая пенсия рассчитывается по формуле «сумма пенсионных баллов, умноженная на стоимость одного балла, плюс фиксированная выплата». Это соответствует обещаниям чиновников правительства о том, что средний размер пенсии к 2024 году вырастет до 20 тыс. руб. (с текущих 14 тыс. руб.).

Ежегодно пенсия будет расти быстрее инфляции, поскольку Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 4% до 2024 года. Но реальный рост пенсий будет поставлен под сомнение, если денежные власти не справятся с удержанием инфляции вблизи 4%.

Пенсии работающих пенсионеров

Правительство увязывало повышение пенсионного возраста с увеличением пенсий темпами выше инфляции, но в июньском законопроекте ничего про рост пенсий не говорилось. Комитет Госдумы по труду и социальной политике в своем заключении на проект призывал «законодательно закрепить порядок роста страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию», а Путин в обращении к россиянам в конце августа обещал заложить в законопроект механизм ежегодного увеличения пенсий.

Из президентских поправок следует, что пенсии работающих пенсионеров, которые не индексируются с 2016 года, будут в предстоящие годы увеличиваться наравне с пенсиями неработающих. В противном случае была бы нужна специальная оговорка, что значения СПК и фиксированной выплаты на 2019–2024 годы не распространяются на работающих пенсионеров (в поправках такой оговорки нет).

Однако пресс-служба Минтруда сообщила РБК, что увеличение пенсий в 2019–2024 годах, прописанное в президентских поправках, относится только к неработающим пенсионерам.

«Сама себе создала пенсионный фонд»: как запустить бизнес перед пенсией

Еще 8 фото

Фотогалерея

Механизм индексации после 2024 года

В действующем законе о страховых пенсиях прописан механизм их индексации, то есть увеличения в зависимости от инфляции предыдущего года. На индекс потребительских цен предыдущего года с 1 февраля должны в обязательном порядке увеличиваться стоимость пенсионного балла и размер фиксированной выплаты. Кроме того, возможна дополнительная индексация с 1 апреля стоимости пенсионного балла и/или фиксированной выплаты в зависимости от определенных условий, в частности роста доходов Пенсионного фонда.

Однако этот механизм практически никогда не соблюдался в полном объеме. В частности, в 2016 году страховые пенсии были проиндексированы только на 4% — меньше инфляции 2015 года (12,9%). В 2018 году индексация, напротив, была выше инфляции предыдущего года. Кроме того, с 2015 года апрельский этап индексации, связанный с расчетом стоимости пенсионного коэффициента, не производился, потому что методика расчета так и не была утверждена правительством.

В итоге с 2016 года механизм индексации страховых пенсий приостановлен: до 1 января 2019 года приостановлены соответствующие положения закона, определяющие порядок ежегодного увеличения стоимости пенсионного балла и индексации фиксированной выплаты.

Владимир Путин предлагает продлить приостановку этих положений до 1 января 2025 года, а затем перейти на новый порядок индексации пенсий, при котором ежегодно с 1 февраля пенсия будет увеличиваться на инфляцию предыдущего года (так предусмотрено и действующим законодательством). Кроме того, возможна будет дополнительная индексация пенсий с 1 апреля в том случае, если среднемесячная номинальная зарплата за предыдущий год выросла больше инфляции. Эта дополнительная индексация будет равна разнице между ростом зарплат и ростом цен (например, если номинальные зарплаты выросли на 6%, а потребительские цены — на 4%, то дополнительная индексация в апреле составит 2%), но не более «индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий». Логика в том, чтобы в долгосрочной перспективе рост пенсий не опережал роста зарплат.

Ограничитель на дополнительную индексацию пенсий в такой же формулировке («индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий») действовал до 2016 года. Но этот показатель не был установлен никакими нормативными актами, отмечал комитет Совета Федерации по социальной политике в заключении на бюджет Пенсионного фонда 2015 года. «Следует подчеркнуть, что методика определения индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера отсутствует. Все предыдущие годы Пенсионный фонд и заинтересованные министерства руководствовались определенными, нигде не описанными и, соответственно, не утвержденными расчетными процедурами», — указывали экономисты РАНХиГС во главе с Юрием Горлиным​ (*.pdf).

Автор:
Иван Ткачёв.

Источник