Россия и Финляндия намерены проводить навигацию по внутренним водным путям
Несмотря на сложные условия, вызванные пандемией, продолжается работа финских и российских специалистов над международным проектом INFUTURE – «Будущее развитие внутренних водных путей» – из европейской программы приграничного сотрудничества Юго-Восточная Финляндия – Россия.
Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и Морским Грузовым Бюро были проведены глубокие развернутые аналитические исследования, охватывающие два направления. Первое направление посвящено изучению законодательной и регулирующей документации для плавания по внутренним водным путям России с целью использования её требований финскими судовладельцами и возможной последующей гармонизации с европейскими нормами.
Рассмотрена и подчеркнута важность управляющих органов в организации плавания по рекам России, в частности Волго-Балтийской бассейновой администрации.
Второе направление — это исследование перспектив расширения и прогнозирование грузоперевозок внутренним водным транспортом между Россией и Финляндией. Профессиональный стратегический анализ с учетом статистики экспорта и импорта между двумя странами, с участием различных видов транспорта, позволил определить наиболее востребованные для перевозок по внутренним водным путям грузы и спрогнозировать их объемы. Выводы данного исследования будут полезны для транспортных ведомств и компаний обеих стран.
В ходе решения задач технико-экономического обоснования возможностей продления навигации на маршрутах внутренних водных путей и каналов, оценки возможностей передовых навигационных и гидрографических услуг и сравнения современных цифровых технических средств для мониторинга и контроля судового движения на внутренних водных путях получен ряд уникальных научных результатов. В первую очередь, следует отметить метод определения оптимального количества плавучих навигационных знаков, необходимых для обеспечения достаточного уровня безопасности судоходства в условиях продления навигационного периода на Волго-Балте. Данный метод основан на использовании оценок навигационных рисков и учитывает особенности управления судном на речном фарватере в сложных гидрометеорологических условиях.
Кроме того, в 2020 году на акватории Невско-Ладожского района водных путей начат долгосрочный натурный эксперимент по применению специализированных плавучих навигационных знаков из полимерных материалов, способных функционировать в тяжелых ледовых условиях. Специализированные полимерные навигационные знаки (буи) были предоставлены финскими партнерами по проекту, компанией Арктиа-СиХау Меритайто Лтд. При содействии Администрации Волго-Балтийского бассейна было установлено два таких буя: первый в акватории Ладожского озера, второй в районе Шлиссельбурга, р. Нева.
После исследований потребностей в новых типах судов и разработки инструментария анализа судоходства для внутренних водных путей, ГУМРФ совместно с ООО «Морское инженерное бюро-СПб», были обоснованы характеристики трёх перспективных проектов грузовых судов нового поколения, предназначенных для перевозок между Россией и Финляндией, включая движение по Сайменскому каналу. Универсальное сухогрузное судно и судно-контейнеровоз разрабатываются на класс Российского Речного Регистра и ещё одно универсальное сухогрузное судно – на класс Российского Морского Регистра Судоходства.
Университет Аальто (Финляндия) и ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова подошли к этапу изготовления и испытаний физических моделей грузовых судов нового поколения. К настоящему времени в лабораторном бассейне российского партнера изготовлена и испытана в условиях «чистой и спокойной воды» крупномасштабная самоходная модель корпуса одного из перспективных сухогрузов. Уникальной особенностью работы стало проведение сопоставительных испытаний в условиях «чистой и спокойной воды», а также испытаний при движении в ледовых условиях модели в исследовательском бассейне компании «Аккер Арктик Технолоджис» (г. Эспу).
Также необходимо отметить, разработанный в рамках проекта INFUTURE, специализированный курс по дополнительной подготовке экипажей судов, плавающих под иностранным флагом при заходе на акваторию Волго-Балтийского бассейна. Данный курс включает применение навигационного тренажера для выработки практических навыков по управлению судном на наиболее сложных, с навигационной точки зрения, участках внутренних водных путей этого бассейна.
Финское правительство решило направить значительные инвестиции в реконструкцию Сайменского канала. После завершения работ на Сайменском транспортном маршруте ожидаются еще более крупные грузовые суда и еще большие объемы грузов. В преддверии этого Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии разработал тренажер для моделирования движения крупных грузовых судов на Сайме в различных сложных погодных условиях. Одновременно с этим предполагается проверить и оценить преимущества интеллектуальных устройств, размещенных на фарватере. Такое моделирование обеспечит значительное повышение безопасности и экономической эффективности грузовых перевозок.
Проект представляет интерес для грузовладельцев, судовладельцев и транспортно-логистических операторов. Подробнее: https://www.merikotka.fi.