Фото Владимира Смирнова / ТАСС

В СМИ просочилась информация о грядущем IPO нефтехимического гиганта «Сибур», причем не в Лондоне, а на Московской бирже. Для инвесторов это однозначно позитивная новость, но зачем сделка понадобилась самой компании?

Возможный выход ПАО «СИБУР Холдинг» на IPO, если он и состоится (параметры и сроки сделки еще не объявлены), должен вызвать живой интерес у инвесторов. Компаний такого профиля на российском фондовом рынке, можно сказать, что и нет. Ее собратья по рынку — «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» — эмитенты с куда более низкой капитализацией и очень невысокой ликвидностью акций, которые в лучшем случае являются «бумагами второго эшелона». В лице «Сибура» рынок получит современную, крупную, хорошо диверсифицированную по продукции компанию, крупнейшую в стране по газопереработке и в сфере нефтехимии, с потенциалом долгосрочного роста и увеличения стоимости.

Спрогнозировать срок будущего IPO весьма проблематично. Но за последние 10 лет разговоры об этом возникали неоднократно. В прошлом году, например, озвучивались соображения, что размещение лучше проводить после окончания строительства крупнейшего проекта компании — нефтехимического комплекса «Запсибнефтехим» в Тобольске. Это выглядит разумным доводом. Запуск нефтехимического завода в Тобольске добавило бы к стоимости компании порядка 20-25%. Таким образом, IPO нужно ждать не ранее следующего года.

Слава полимерам

Если оценивать «Сибур» по отчетности за прошлый год, его капитализация могла бы составить порядка $20 млрд. Может быть, чуть меньше, если учитывать долговую нагрузку, которая составляет, по публичным данным, порядка $4,5 млрд. Но выход «Запсибнефтехима» на проектную мощность все изменит. Он позволит вдвое увеличить выпуск полимерной продукции холдинга, обеспечив ему лидирующие позиции на этом растущем рынке.

Сейчас в структуре доходов «Сибура» выручка от продажи олефинов и полиолефинов составляет около 19%, еще 41% приходится на топливно-сырьевой сегмент, 32% — на пластики, эластомеры и промежуточные продукты. Увеличение доли полимеров позволило бы компании сбалансировать линейку продукции.

Это приблизит капитализацию «Сибура» к озвученным российскими аналитиками оценками в размере около $26 млрд. Размещение по этой цене могло бы пройти успешно, оставив при этом инвесторам потенциал для роста стоимости компании.

Такой подход — размещение по обоснованной оценке — выглядит очень разумным. Мы видели, как размещаясь на IPO выше адекватных оценок, акционеры эмитентов «снимали пенки», а после котировки снижались, а ликвидность акций падала. Такие IPO становились разочарованием для участников рынка, и это плохо сказывалось на дальнейшей динамике акций. Впрочем, тут многое зависит от целей основных акционеров.

Зачем «Сибуру» публичность

Мы пока не знаем объема размещения «Сибура», но для обеспечения хорошей ликвидности было бы неплохо исходить хотя бы из 10% капитала. Мы не знаем, будет ли размещаться новая эмиссия или пакет главных акционеров, либо и то и другое. В случае новой эмиссии главной целью IPO может стать привлечение средств на развитие новых проектов — у «Сибура» есть планы по созданию совместных предприятий для производства каучука в Индии и Саудовской Аравии.

Также средства от эмиссии могут быть использованы для сокращения долга — у компании большой объем обязательств, большей частью привлеченных для строительства «Запсибнефтехима». Впрочем, долговая нагрузка «Сибура» пока в пределах нормы, а отношение чистого долга к EBITDA составляет примерно 1,5. В случае размещения пакета акционеров они получат не только рыночную оценку своего состояния, но и возможность «обналичить» его часть, например, для использования в других своих проектах.

В целом, во всем, что касается IPO нефтехимического гиганта, пока слишком много неизвестных. Если размещение все же состоится в следующем году, то нынешняя утечка информации о нем может оказаться способом напомнить о компании, поддержать к ней интерес и прощупать настроения рынка. Но нельзя полностью исключить и вариант размещения уже в этом году, пока рынки растут. Ведь полной уверенности, что благоприятная конъюнктура сохранится, увы, пока нет.

Источник