Фото Getty Images

Еврокомиссия выразила озабоченность растущим числом новых граждан ЕС, получивших заветный паспорт в обмен на инвестиции. Это значит, что желающих прикупить европейское гражданство ждут большие перемены. К чему стоит готовиться?

На прошлой неделе еврокомиссар по вопросам юстиции, защиты потребителей и гендерного равноправия Вера Юрова заявила, что «Еврокомиссия следит за развитием ситуации с так называемыми «золотыми паспортами» с огромным беспокойством». Она отметила, что новые граждане такого типа могут создать угрозу безопасности Евросоюза. «Не хотим никаких троянских коней в ЕС», — подчеркнула Юрова.

По ее словам, Кипр, Греция и Мальта выдавали паспорта уроженцам СССР и КНР с «криминальным прошлым», которые продолжили вести нелегальную бизнес-деятельность на территории Европы. Ранее озабоченность высказала член Европейского парламента от Швеции Сесилия Викстрем. Чем может грозить новая политика ЕС состоятельным гражданам государств, входящих в состав союза?

Гражданство ЕС

В 1992 году, когда Европейское сообщество (на момент создания в 1957 году — Европейское экономическое сообщество) было преобразовано в Европейский Союз, граждане его государств-членов получили новые дополнительные права в рамках создания института гражданства ЕC, которое «дополняет, а не заменяет национальное гражданство».

Одним из основных таких прав являются право на свободное передвижение, проживание и трудоустройство на всей территории Евросоюза.

Договор о функционировании ЕС прямо предусмотрел обязанность Европейской комиссии, которая реализует функции, схожие с правительством в государствах, отчитываться каждые три года перед советом (в нем представлены все государства-члены, делегировавшие ЕС часть своих суверенных полномочий) и Экономическим и социальным комитетом о применении норм, регулирующих гражданство ЕС.

При этом прямо указано, что для реализации любых мер со стороны ЕС в этом направлении требуется исключительно единогласное решение совета. Это означает, что институты ЕС не вправе произвольно вмешиваться в институт национального гражданства государств-членов.

На чьей стороне закон

В июле 1992 года суд ЕС рассмотрел дело «Марио Мичелетти и другие против Управления МВД Испании в Кантабрии». Господин Мичелетти имел два гражданства, первое — аргентинское, а второе — итальянское, приобретенное в связи с гражданством одного из родителей по национальному закону 1912 года.

Сначала он обращался за временным видом на жительство в Испании, который ему впоследствии был предоставлен, а затем — за постоянным видом на жительство для ведения практики дантиста. В последнем ему отказали по причине того, что, согласно действовавшей тогда норме гражданского кодекса Испании, при наличии двух гражданств гражданство определялось резидентством такого лица непосредственно перед его приездом в королевство.

В этой связи суд ЕС сделал следующий фундаментальный вывод: «В соответствии с международным правом каждое государство-член, принимая во внимание право ЕС, обладает суверенным правом устанавливать условия для приобретения или утраты гражданства. Однако недопустимо для законодательства одного государства-члена ограничивать право другого государства-члена установлением дополнительного условия для признания такого гражданства (другого государства-члена) для цели реализации основных свобод, предусмотренных в Договоре».

Речь идет о свободах передвижения, проживания и трудоустройства, закрепленных в Договоре о функционировании ЕС.

Возможные новации

Поскольку право ЕС однозначно не предоставляет Еврокомиссии никаких средств давления на государства-члены, вероятно, поэтому еврокомиссар и сделала в своем публичном заявлении акцент на необходимость защиты европейской безопасности, которая, возможно, и позволит согласовать на уровне совета общие стандарты безопасности для реализации национальных программ гражданства за инвестиции.

Сейчас общей практикой при исполнении таких программ и предоставлении «золотой визы» во всех странах ЕС является проведение тщательной всесторонней проверки на благонадежность заявителей и членов их семей, которая включает в себя обязательное требование справок об отсутствии судимости не только из государств первого гражданства, но и государств постоянного проживания.

Стоит ожидать, что теперь к этому может добавиться система новых правил ЕС о проверке капитала заявителей для целей противодействия отмыванию денежных средств и коррупции. Здесь важно понимать, что проверяться будет не только сумма инвестиций, а весь капитал заявителя и связанных с ним лиц. Вероятно, дополнительным условием участия в программе станет также правило о недопустимости получения гражданства государства-члена ЕС для обхода санкций.

По европейским лекалам

Программы островных государств вне ЕС также могут почувствовать влияние нового стандарта, поскольку одним из плюсов гражданства, например, Карибских островов является безвизовое передвижение в ЕС.

Это преимущество давно уже стало предметом дискуссии внутри представительства Еврокомиссии в Кишиневе в связи с планируемым запуском молдавской программы гражданства за инвестиции. Одновременно такую программу перезапустила Черногория.

Основания для лишения гражданства прямо определяются национальным законом. Кроме того, в ЕС, как и в России, практикой Европейского суда по правам человека прямо запрещено лишать единственного гражданства.

Так, например, на Кипре по закону натурализованный гражданин может быть лишен гражданства, если оно было получено мошенническим путем, обманом или в результате сокрытия существенных фактов.

Кроме того, такой гражданин может быть лишен гражданства, если он своими действиями или высказываниями покажет себя неверным республике, опорочит себя связями с ее врагами, в течение 5 лет с момента натурализации будет приговорен в любой стране мира к тюремному заключению на срок не менее 12 месяцев, а также если он будет проживать более 7 лет за границей без правовой связи с Республикой Кипр.

Аналогичные основания для лишения гражданства предусмотрены и законом Мальты. А для лишения гражданства на основании приговора к двенадцатимесячному заключению вне Мальты применяется не пятилетний, а семилетний срок, в течение которого государство может отозвать гражданство.

Источник