Правнук Жюля Верна — о великом писателе, его предсказаниях будущего и литературе, а также о том, каким он видел будущее.

11 апреля в московском Центре дизайна Artplay открывается интерактивная выставка «Невероятные миры Жюля Верна», на которой представлены макеты из произведений писателя-фантаста. Посетители смогут побывать на подводной лодке «Наутилус», узнать, как устроен воздушный шар и железная дорога Дикого Запада, посмотреть на скелет Русалки. Накануне открытия АиФ.ru поговорил с правнуком Жюля Верна, Жаном Верном, о его прадеде, предсказаниях будущего и о детской литературе.

56-летний Жан Верн работает в мэрии Страсбурга и отвечает за культурные события в городе. У него хранится множество документов прадеда; большую часть своего наследия Жан Верн передал в музей писателя в Нанте. Среди его заслуг — обнаружение рукописи неизвестной антиутопии «Париж в XX веке»; в последние годы Жан Верн является официальным послом наследия Жюля Верна.

АиФ. ru: — Как получилось, что вы — единственный правнук Верна?

Жан Верн: — Мой отец родился в XIX веке и лично знал дедушку Жюля. Я родился, когда отцу было семьдесят лет! Моей маме было двадцать восемь, она была его второй женой. Так что я перескочил через поколение, остальные правнуки уже умерли. А мне — всего 56.

— Многие потомки известных людей являются и своего рода хранителями знаний о них. Собирают материалы, заведуют музеями, пишут книги-исследования. Можете ли вы назвать себя хранителем памяти Жюля Верна?

— Хранителем памяти — да, но никак не собирателем материалов и музейным работником. Я вообще не собиратель. Раньше личные вещи или письма никого не интересовали. Это сейчас началась эпоха фетишизма: все продается на аукционах. Коктейльное платье Греты Гарбо, первая трубка Сталина, забавный росчерк Пикассо, прикроватный столик Ива Сен-Лорана… а тогда это никому не было нужно и не имело никакой ценности.

— Ваш отец думал так же?

— Да. Это у нас семейное. Даже моя бабушка, невестка Жюля Верна, в 1940 году, когда немцы захватили семейный дом в Тулоне, просто вынесла все манускрипты и библиотеку Верна на улицу, сложила на тротуар и сказала: «Забирайте все. Главное — чтобы немцам не досталось!».

— Ваш отец близко общался с Жюлем Верном, потом написал его биографию. Что он рассказывал вам о писателе?

— Мой отец ездил к дедушке Верну на каникулы в Амьен в последние тринадцать лет жизни Жюля Верна. Он был его обожаемым внуком. Обычно холодный и замкнутый Жюль только с моим отцом становился мягким и добрым. Да и в амьенский цирк, построенный под руководством Жюля Верна, когда он работал в администрации города и отвечал за культуру (как и я сегодня), никто кроме моего отца ходить не хотел. Они там были сотни раз.

Несмотря на такую близость, мой отец всегда считал, что все наследие должно принадлежать людям, а не ему лично или семье. Если писатель умер — все, что он оставил, принадлежит обществу. Это странно — платить детям, внукам, правнукам за то, что сделал давно умерший автор. Мой отец отдал почти все музеям, а уже я отдал все, что оставалось. Я считаю, что после смерти писателя родственникам нельзя наживаться и делать бизнес на умершем писателе и все его наследие должно сразу становиться достоянием общественности.

Опустела без тебя Земля… Последняя загадка Антуана де Сент-Экзюпери

— Вам предлагали возглавить музей или фонд Жюля Верна?

— Да, предлагали. Племянник Антуана де Сент-Экзюпери советовал мне: «Надо бы тебе этим заняться, это большие деньги!» Но у него это бизнес. А у меня — нет, у меня другие взгляды на художественное наследие. Поэтому от таких предложений я отказываюсь. Мне предлагали возглавить музей Жюля Верна, но я снова отказался. Я, конечно, являюсь президентом ассоциации жюльвернистов Франции, участвую как эксперт в мероприятиях города Нант, где находится музей Жюля Верна, или в Амьене, где Верн жил вторую половину своей жизни, в мероприятиях в лицеях Франции и много где еще, но все наследие, которое мне досталось, я передал музею. У меня нет ни одного манускрипта, ни одного оригинала писем. Остались только фото.

— Как думаете, сам Жюль хотел бы, чтобы вы поступали так, или хотел бы, чтобы вы не раздавали его наследие?

— Жюль однозначно был бы рад. У него самого под конец жизни скопилось огромное количество писем, записок, черновики, наброски и огромная научная картотека. Это была титаническая работа — собрать такую картотеку, ведь он все это записывал сам, вручную, даже секретарь у него появился только под конец жизни. И он все это сжег! Хотя тогда он мог представить себе, что все это может иметь материальную ценность. Но он сделал это специально, чтобы после него остались только его произведения.

— Да, он же был невероятно известен и популярен при жизни?

— Не то слово. Оно был популярен, как сегодня разве что суперзвезды кино или музыки. Как Фредди Меркьюри или Роберт де Ниро. Или как Пикассо в свое время. Он встречался с папой римским, с президентом, с самыми великими умами своего времени. Был в переписке с Жорж Санд, Дюма, Мопассаном

— Известно, что вам удалось найти неопубликованный при жизни роман Жюля Верна, антиутопию про Париж 1960-х. Она в чем-то сильно отличается от реальности, но в чем-то и похожа, если учитывать события 1968 года. На ваш взгляд, насколько легко предсказывать будущее?

— Да, я случайно обнаружил его в мамином гараже в 90-х, в тяжеленном сейфе без ключа, который мой отец считал пустым. Я взорвал его динамитом и нашел этот роман. В «Париже в XX веке» многое действительно выглядит как предвидение. Кроме того, он написан в редком для Жюля Верна жанре — это антиутопия. Но на самом деле он не предсказывал будущее, он просто имел очень хорошую интуицию и нюх на технические новинки. У него был такой дар, его мозги были устроены так, что он умел вычленять рациональное зерно из всякой ерунды. Его дар предсказывания — ничто иное как ум и умение скомпилировать данные. Такой дар встречается у людей — как, например, у Юваля Харари (израильский историк, автор бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» — ред.) или другие историки-футурологи сегодняшнего дня.

«Клодиус Бомбарнак». Отрывок из романа Жюля Верна

— Сейчас, пожалуй, самыми известными произведениями Жюля Верна являются романы серии «Необыкновенные приключения». Изначально они были адресованы взрослым, в настоящее время считаются детской литературой. Насколько, на ваш взгляд, оправдан такой дрейф возраста аудитории книг Жюля Верна?

— Серия «Необыкновенные приключения», куда входят «20 тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Михаил Строгов», «Дети капитана Гранта», «Вокруг Луны» и остальные самые известные приключенческие романы, никогда не были адресованы взрослым. Тогда, во время первого издания, они были рассчитаны на подростков от 14 до 19 лет. Эти издания в красной обложке с золотой каймой были школьной премией, их долгие годы дарили лицеистам на успешное окончание школы. Сейчас дети развиваются быстрее, значит теперь «Необыкновенные приключения» могут читать и более юные — лет с восьми. Но книги Жюля Верна — это книги для всех: и для детей, и для подростков, и для взрослых.

— Книги Жюля Верна написаны почти 150 лет назад, он пользовался научными представлениями своего времени, лишь заглядывая вперед в своих фантазиях. Могут ли его произведения когда-либо устареть настолько, что их придется серьезно редактировать?

— Как можно редактировать то, что уже написано? Нет, конечно. ЖВ использовал тот арсенал знаний, который у него был на тот момент. Потом у него не так уж много «предсказательных» романов, может десять максимум, не более. А всего он написал 76 романов. Остальные — это приключенческие романы, романы открытий, социальные романы против унижения людей, против рабства, против денег. Он был против денег — он считал, что деньги — это зло. Против власти. Он рассказывает о силе человеческого духа и о том, что если борешься, то всегда победишь. Человеческий дух безграничен. Надежда есть всегда. Человек может превзойти себя в движении к неизведанному. Главная мысль в романах Верна — все может получиться, если ты сам захочешь. Такое не устареет никогда. И я Жюля в этом абсолютно поддерживаю.

— Какой ваш любимый роман знаменитого прадеда?

Возможно, вы не слышали о нем — это поздний роман прадедушки «Миссис Брэникен». И это единственный его роман, в котором главная героиня — женщина. И какая! Сильная, цельная, целеустремленная. Ее муж пропадает без вести, и она, несмотря на все возражения, организует экспедицию, чтобы его найти. Она теряет своего ребенка, ее унижают, насилуют, это просто кошмар! Но она достойно противостоит миру мужчин, и, несмотря на все препятствия, побеждает. Я не понимаю, почему его до сих пор не экранизировали. Это невероятная история, прочтите!

— Книги Жюля Верна часто экранизируют. Какой фильм произвел на вас самое большое впечатление?

— К сожалению, хороших экранизаций немного, на мой взгляд. Есть фильм, который сделан хорошо — из тех, что я видел: «20 тысяч лье под водой» Ричарда Флейшера 1954 года. Я знаю, что есть русские экранизации романов Жюля Верна, но я их не видел.

— Жюль Верн сделал множество предсказаний о развитии науки, техники и общества. Можете составить некий список — например, из трех-пяти пунктов — этих предсказаний по значимости? Важных для вас лично или, если вы на это готовы, для всего человечества.

— Из негативных предсказаний, наверное, главным можно назвать общество, ориентированное на деньги, на эгоизм, на себя лично. Верн ненавидел всё это, он был невероятно популярен, встречался с папой Римским, с известнейшими деятелями культуры. Его знали все. Он был популярен и любим при жизни, как, к примеру, Толстой в России. Но жил Жюль очень скромно, в своем небольшом доме в Амьене. Никогда не спекулировал своим именем. Все, что у него было — это яхта, которую он продал, чтобы оплатить долги сына Мишеля. Тот как раз наоборот, набирал долги и развлекался, пользуясь именем отца. Жюль Верн ненавидел общество, которое ориентирует человека на материальные ценности, вычеркивая духовность. А из позитивных предсказаний выделю освоение космоса и предвосхищение космической эры.

Источник