При запуске бизнеса можно развивать свой бренд самостоятельно, воспользоваться помощью инвестора или открыть компанию по франшизе. На какие нюансы стоит обратить внимание при покупке франшизы, рассказывает Дмитрий Моргунов, предприниматель, сооснователь сети чистки и ремонта обуви SneakNFresh.

Как быстро компания-франчайзер развивается

Перед приобретением готового бизнеса важно понимать, как растет и развивается та или иная сеть, насколько она успешна на рынке.

«Это один из наиболее важных критериев при выборе франшизы», — отмечает бизнесмен Дмитрий Моргунов.

Начинающему предпринимателю, который только задумался о покупке бизнеса, стоит выяснить: через какое время после старта компания вышла на окупаемость, и какой у нее размер чистой прибыли.

Откуда можно узнать такую информацию? Проще всего запросить отчет у основателя или франчайзи. Вообще, еще до оформления бизнеса стоит задать все интересующие вопросы и прояснить сложные моменты, чтобы в процессе работы не возникло неприятных сюрпризов.

Сегодня предприниматели все чаще интересуются франшизой с гарантией, и мы одни из первых, кто ее запустил. В этой категории бизнеса владельцы обещают вывести франчайзи на определенный размер выручки, срок окупаемости, поток клиентов. Все условия оформляются сторонами документально. Также стоит отметить, что паушальный взнос за покупку франшизы с гарантией всегда выше.

Какие финансовые результаты у действующих франчайзи

Оценить деятельность компаний можно по открытым сведениям в сети — франшизы часто публикуют данные о продажах и доходах на своем сайте, в официальных соцсетях. Компании делятся информацией по наиболее успешным филиалам, их оборотам.

Также при общении с менеджером можно узнать финансовые показатели. Открытые компании честно делятся выручками ( при условии, что партнеры не против).

Узнать больше можно в разговоре с действующим франчайзи. Если его деятельность прозрачна, предприниматель поделится цифрами, расскажет об особенностях бизнеса в конкретной точке. 

«Посмотреть на бизнес изнутри можно с точки зрения клиента или тайного покупателя. Это довольно эффективный и малозатратный способ», — рассказывает Дмитрий Моргунов, сооснователь сети чистки и ремонта обуви SneakNFresh.

Отчеты о деятельности компаний также доступны на государственном ресурсе по бухучету (ГИБРО).

Какова поддержка франчайзи

Под поддержкой предпринимателя может пониматься разное. В некоторых случаях это может быть свод конкретных правил, инструкций по работе с клиентами. Зачастую хороший франчайзер дает дальше больше, чем закладывается в сумму роялти..

Обучение франчайзи и персонала. Можно предоставлять готовые видео-обучения на обучающей платформе, либо организовать выезд команды открытия в город партнера и провести обучение на месте.

Поддержка франчайзи в области маркетинга также является важной составляющей успешной работы франшизной компании. Ведь именно маркетинг помогает привлекать новых клиентов, удерживать существующих и создавать узнаваемость бренда на рынке. Поддержка франчайзи может выражаться в предоставлении брендинга и рекламы, проведении маркетинговых исследований, разработке маркетинговых стратегий и т.д.

Как и в случае с финансовыми показателями, с условиями сотрудничества необходимо разбираться заранее, в прямом честном диалоге. Случается, что владелец от себя предлагает только бренд и телефон технической поддержки — и будущего франчайзи это ни в коем случае не устраивает. Например, мы не бросаем своих партнеров. У нас есть команда сопровождения, которая всегда на связи, помогает партнерам открываться и отвечает на любые вопросы. Также мы обеспечиваем сильный маркетинг.

В договоре важно прописать, в каком объеме будет оказана поддержка, на что может рассчитывать покупатель. Документ позволяет оценить, готов ли владелец франшизы помогать франчайзи, и каким образом.