От идеи до реализации: как Агентство инноваций Москвы помогает развивать технологичные проекты
Агентство предлагает линейку программ для бизнеса на разных стадиях развития — от появления идеи до момента, когда у компании есть готовый продукт и желание выйти на новые рынки.
Этим летом Агентству инноваций Москвы исполнилось 10 лет. Оно было создано в 2012 году для поддержки столичных технологических компаний. Как рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, за время работы организации в ее программах приняли участие более 10 тысяч предприятий. Агентство помогает им масштабировать бизнес, привлекать инвестиции, находить заказчиков и деловых партнеров.
«Программы агентства предназначены для стартапов на разных этапах развития — от самого раннего, когда есть только идея, до момента, когда компания уже получает прибыль. С их помощью инноваторы решают наиболее сложные и насущные вопросы, включая тестирование технологий в реальных условиях, поиск инвесторов и расширение бизнеса. За 10 лет такой поддержкой воспользовались свыше 10 тысяч предприятий, а проекты агентства не раз отмечались российскими и международными отраслевыми премиями», — сказала Наталья Сергунина.
Есть опыт, но нет проекта
Талантливым ИТ-специалистам, у которых есть опыт работы, но нет собственного продукта, Агентство инноваций предлагает принять участие в хакатонах и конкурсах по разработке цифровых технологий. Участники соревнований собирают команду и за короткий период времени с нуля создают решение под запрос города или крупного бизнеса, а затем дорабатывают и внедряют его.
Самый масштабный — конкурс на соискание премий Мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации», который проводится с 2019 года. Участникам предлагают решить одну из актуальных задач для города, например создать электронную базу бездомных животных, интерактивную карту благоустройства столицы или сервис персональных рекомендаций по организации досуга.
Другой проект агентства — ежегодный московский хакатон Moscow City Hack. В этом году его заказчиками стали шесть столичных структур и две коммерческие организации.
Победители и призеры цифровых конкурсов и хакатонов получают денежные премии, которые помогают им доработать продукт и открыть стартап. С 2019 года для участия в ИТ-состязаниях зарегистрировались более 16,5 тысячи человек, а общий призовой фонд составил свыше 38,4 миллиона рублей.
Есть идея, но нет продукта
Для стимулирования создания и внедрения решений, которые способствуют улучшению качества жизни в столице, с 2020 года проводится конкурс на премию Мэра «Новатор Москвы». В нем приняли участие уже более 3,2 тысячи изобретателей. За три года общий призовой фонд составил 58,6 миллиона рублей.
Призеров определяют в трех номинациях, среди которых «Проект будущего» — для идей на начальной стадии; «Меняющие реальность» — для разработчиков, которые готовятся вывести продукт на рынок; «Лидеры инноваций» — для производителей, которые уже получают прибыль. В каждой номинации есть шесть направлений: «Общественные проекты», «Медицина и фармацевтика»; «Транспорт и логистика»; «Благоустройство и строительство», «Промышленность», «Экология и охрана окружающей среды».
Есть продукт, нужно протестировать
Еще один проект — программа пилотного тестирования инновационных решений. Она позволяет организациям испытать технологию на базе частных компаний и городских объектов. Таким образом, предприниматели могут оценить рыночный потенциал своих продуктов и получить обратную связь от пользователей, а пилотные площадки знакомятся с разработками и рассматривают их для внедрения.
Сейчас в программе участвует 185 государственных и коммерческих площадок из 18 отраслей, включая энергетику и ретейл, логистику, спорт, медицину и реабилитацию. В рамках проекта инициировали более 200 пилотных тестирований и завершили 165.
С апреля этого года любые столичные технологические компании и стартапы, тестирующие продукты и сервисы на объектах города, могут получить компенсацию в размере до двух миллионов рублей. Грант может покрыть расходы на логистику, страхование, сертификацию, монтаж или демонтаж и на многие другие услуги.
Благодаря программе пилотного тестирования технологические компании привлекли свыше 650 миллионов рублей инвестиций и заключили контракты на сумму более 430 миллионов рублей. Кроме того, сегодня предпринимателям уже одобрено 30 грантов на общую сумму 49 миллионов рублей.
Есть продукт, нужен рост
Чтобы стать привлекательным для клиента или инвестора, стартап должен оптимизировать свои внутренние процессы и правильно подготовить продукт. Для этого создана программа поддержки технологического предпринимательства StartHub.Moscow. Основатели и руководители компаний получают инструменты для роста бизнеса и могут пользоваться коворкингом на площадке «Старт Хаб» на «Красном Октябре». Продолжительность программы — пять месяцев, участие бесплатное.
С начала 2021 года резидентами StartHub.Moscow стали более 300 технологических стартапов. По итогам первых двух потоков выпускники привлекли более одного миллиарда рублей финансирования, запустили свыше 200 пилотных проектов с крупным бизнесом и кратно увеличили прибыль. Сейчас идет третий поток программы, 15 ноября 2022 года его участники презентуют свои продукты и результаты инвесторам, представителям корпораций и города.