Полина Большакова о том, почему блогеры начинают обучать: их мотивация?
Первый ответ, который возникает в голове, — это простое и очевидное «заработать денег». Но есть блогеры, которые приходят к преподаванию будучи уже вполне обеспеченными.
Полина Большакова, бизнес-психолог и основательница коучинговой компании PsySolve, рассказала о других, менее очевидных, причинах, почему блогеры начинают обучать.
«Не удивительно, почему многие думают, что блогеры пытаются кого-то учить из-за денег. Сейчас куда ни глянь — сплошные курсы и вебинары. Практически на любые темы. Вокруг онлайн-образования создалась такая аура, которая притягивает не только пытливые умы, но и желающих заработать. В этом нет ничего плохого, если, конечно, человек выпускает достойный продукт, который несет реальную, ощутимую пользу, а не занимается так называемым «инфоцыганством» — созданием видимости пользы.
Итак, желание увеличить доход — это первая причина. Какие еще желания мотивируют блогеров заняться преподаванием?
- Передать знания
Если обратиться ко временам древнейших людей, то мы увидим, что передача знаний происходила на инстинктивном уровне. Когда неандерталец понял, как делать наконечник для копья, то сразу рассказал сородичу.
Что-то осталось неизменным: у нас происходит примерно так же. Только теперь у нас есть технологии. Информация усложнилась и увеличилась, поэтому знание сначала накапливается внутри эксперта, чтобы затем «попроситься наружу». Это как пресловутая аллегория с переполненным стаканом.
- Глубже изучить тему
Такая причина может показаться странной, ведь обучать стоит лишь тогда, когда хорошо знаешь то, чему учишь. Но ничто так не погружает в предмет, как создание информационного продукта и вопросы тех, кто пока еще ничего о нем не знает. И человек стремится сначала понять, о чем конкретно его спрашивают, а потом ответить так, чтобы на той стороне знание было усвоено, т. е. простыми словами.
Кроме этого, такие вопросы могут осветить тему с совершенно неожиданной стороны, с которой человек еще никогда не смотрел. Например, какие-то вещи эксперту могут казаться очевидными, а для его учеников — абсолютно непонятными. Но когда кто-то из них задает вопрос, то эксперт начинает перестраивать материал, адаптируя его под аудиторию.
- Любопытство
Это собирательная причина, потому что:
— «Интересно, а получится на этом заработать? Надо попробовать, вдруг выстрелит».
— «А вдруг то, что я знаю, поможет кому-то еще? Нужно как-то об этом рассказать…».
— «А я точно знаю достаточно? Можно попробовать и оттолкнуться от того, какой будет отклик».
Любопытство — отличный двигатель, потому что иногда оно может быть настолько сильным, что появляется состояние потока. А в таком состоянии даже низкая самооценка ничего не может поделать, человек просто забывает о ней, поскольку увлечен процессом.
- Реализация Big Idea (большая идея или миссия)
Это одна из благороднейших причин, потому что, как правило, миссия — это нечто глобальное и трудно достижимое. То, что будет всегда двигать эксперта и его команду, на что они будут опираться в трудные времена и то, что сделает мир лучше, как бы пафосно это ни звучало.
Например, миссия нашей компании PsySolve — научить людей развиваться и расти в доходах через работу с мышлением и осознанность, таким образом постепенно создавая позитивное, думающее общество.
Иногда, приступая к преподавательской деятельности, эксперт формирует такую Big Idea, но чаще всего она меняется по мере набора опыта, работы над проектами и над собой. Так продукты становятся живыми, потому что живут и меняются вместе со своими создателями.
Каким бы ни был главный «двигатель» процесса — это самореализация конкретного человека.
Резюмируя, скажу, что ни одна из этих причин не лучше и не хуже, ведь всё зависит от целей, приоритетов и точки зрения.