Как и почему меняется настроение? Как сохранить личную эффективность и предотвратить выгорание? Как адаптироваться к изменениям и трудностям? Как справляться со стрессом? Об этом расскажет практикующий психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта, ведущая игровых эмоциональных тренажеров для родителей дошкольников («Kids») и для родителей школьников и подростков («School Kids) Анастасия Семёнова.

«Пока мы идем к цели (а это долгий путь), у нас уходит много сил, чтобы справиться с обидами (и на себя, и на других), с сомнениями (это долгий этап: от понимания — «что я хочу» — до принятия решения. Если сомнение слишком долгое, человек может там застревать). В итоге ту энергию, которую он мог бы потратить на достижение цели, он использует на движение сквозь это вязкое состояние.

Если эмоциональный интеллект развит, мы, конечно, тоже сталкиваемся с трудностями, но тогда человек думает уже совсем по-другому.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) — этоспособность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания: и других людей, и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

Как уже было сказано, эмоциональный интеллект – это способность, а значит, его, как и любую другую способность, можно и нужно развивать. В развитии эмоционального интеллекта нет конечной точки — это постоянный непрекращающийся процесс.

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента:

  1. Понимание себя (самопознание);
  2. Управление собой (саморегуляция);
  3. Понимание других (социальная чуткость, эмпатия);
  4. Управление эмоциями других (социальная умелость).

Первые 3 элемента – это база, освоив которую можно понять, как работает 4 элемент, как его использовать и что он из себя представляет.

Как развить эмоциональный интеллект?

Первое, что нужно запомнить — не существует плохих и хороших эмоций. Все чувства и эмоции нам нужны и важны — они являются своего рода сигналами, которое обращают ваше внимание на событие или объект. Их не нужно игнорировать или глушить. Наоборот, стоит к ним прислушаться.

Еще важно отделять себя от эмоций. То есть смотреть на них как на некий мыльный пузырь и понимать, что любая эмоция – это информация, которую мы принимаем, анализируем и берем во внимание для решения важных жизненных задач. Если нужно, то отпустите мыльный пузырь или поменяйте его форму, чтобы двигаться вперед, к следующим задачам.

Эмоция дает нам информацию: о том, что мы сейчас чувствуем, о чем была ситуация, что мы хотели, что хотел другой человек. Все это — информация. Нужно тренировать умение анализировать и понимать ее, выстраивать такие взаимоотношения, чтобы нас окружали только нужные и полезные эмоции.

Практика «Дневник эмоций».

Ее нужно выполнять на ежедневной основе. С ней вы научитесь распознавать свои чувства и эмоции, начнете отслеживать ситуации, которые вызывают определенные чувства.

Понимая свое внутреннее состояние, вы устанавливаете контакт со своим внутренним «Я» — а это и есть осознанность, к которой всем нам нужно прийти.

Идеально выполнять практику каждый час – по будильнику — и записывать в блокноте или в заметках телефона, что вы чувствуете\о чем думаете в данный момент, какая ситуация спровоцировала.

Техника “Образ эмоций”.

Цель данной техники — научиться понимать свои эмоции в моменте здесь и сейчас.

Делайте ее, когда нужно понять, что вы сейчас чувствуете.

 1. Выберите образ эмоций в вашей жизни.

 2. Что это или кто — машина, лошадь, робот, кипящая кастрюля, что-то другое?

 3. С чем именно ассоциируются у вас ваши эмоции?

 4. Опишите образ как можно более подробно».

Семёнова Анастасия — практикующий психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта, ведущая игровых эмоциональных тренажеров «Kids» (для родителей дошкольников) и «School Kids» (для родителей школьников и подростков).