Роль игры в обучении
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Один из важнейших феноменов человеческого существования.
Специалисты выделяют некоторые «черты» данного феномена:
- игровая деятельность является развивающей, свободной, происходит она по желанию обучающегося, само действо направлено на удовольствие, а не только на результат;
- у игры есть правила (прямые или косвенные), которые отражают ее суть, последовательность её развития, ее логику;
- эмоциональность, соперничество, состязательность, конкуренция и пр.
В игровой деятельности присутствует «мотивация», и это очень важно, так как для некоторых детей, момент «мотивации» тормозит образовательный процесс. Мотивация обеспечивается добровольностью игры, возможностями выбора и элементами соревновательности, которые удовлетворяют потребности обучающихся в самоутверждении и самореализации.
Игровая деятельность выполняет ряд важных функций:
— социокультурную — функция воспитания, формирование ребенка как личности и пр.;
— коммуникативную;
— самореализации;
— диагностическую — выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры и пр.;
— игротерапевтическую
— функцию коррекции
— развлекательную
В структуру игры входят:
- роли, которые берут на себя играющие/обучающиеся;
- игровые действия (выступают, как средство реализации этих ролей);
- игровой инвентарь (вариативно);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет.
Значение игры невозможно переоценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, терапию и пр.
Свою нишу игра заняла в педагогике, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях. Игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения и понимания темы или даже целого раздела учебного предмета.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство мотивации учащихся к учебной деятельности.
Статья подготовлена Автономной некоммерческой организацией Центр развития и реабилитации детей и взрослых «Энергия движения» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.