Российские судостроители срывают рыбакам госпрограмму «Квоты под киль»
Как сообщает «Комсомольская правда», российские верфи не справляются с заказами для компаний рыболовецкой отрасли РФ. Отсутствие у корабелов опыта и промышленных мощностей становится следствием того, что рыбаки несут значительные финансовые потери. Так, по ряду проектов сдвиг сроков составляет от полугода до двух лет. При этом из 56 запланированных по графику траулеров российские верфи спустили на воду всего 5 судов. Об этом рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков президенту РФ Владимиру Путину в ходе рабочей встречи в октябре 2020 года.
ЧП на судостроительной верфи «Пелла» в Ленинградской области, которое произошло в конце марта этого года, вскрыло системные проблемы в судостроительной отрасли. Напомним, группа компаний «ФЭСТ» из Мурманска заказала «Пелле» строительство двух траулеров – «Скорпион» и «Лев». Под эти цели группа оформила кредитную линию в «Альфа-Банке» объемом 47 млн евро. Однако практически готовое к введению в эксплуатацию судно «Скорпион» в итоговой стадии работ завалилось на бок, вследствие трагедии погибло двое рабочих.
Теперь же ГК отказывается принимать заказ. С одной стороны, в результате инцидента на «Скорпионе» может быть повреждено дорогостоящее оборудование. С другой стороны, моряки, как известно, народ суеверный, и вряд ли согласятся выходить на вылов рыбы в море на траулере, который еще до спуска на воду убил двух людей.
Получается, «ФЭСТ» остался и без дополнительных квот на вылов рыбы, которые мог бы получить в рамках госпрограммы «Квоты под киль» в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль, и без траулеров. В группе рассказали, ЧП на «Пелле» – результат системных сбоев в судостроительной отрасли. Поскольку этой трагедии можно было бы избежать, если бы на заводе работали отдельно назначенные специалисты, координирующие строительные процессы на траулере.
Как именно Росрыболовство отреагирует на трагедию со «Скорпионом», пока неясно. Как и то, как в дальнейшем будут распределяться инвестквоты. Сейчас на эту тему ведется бурная дискуссия. Варианта два: как и раньше вкладывать деньги в «долгострои» — то есть в плавучие рыбоперерабатывающие гиганты-траулеры и погрузить рыбную отрасль в кризис. Либо переориентироваться на развитие береговых перерабатывающих предприятий. Под них государство тоже выделяет квоты. И здесь, в отличие от пробуксовывающей программы строительства крупнотоннажных судов, все прекрасно. Заводы на берегу сдаются точно в срок: из 25 запланированных по графику предприятий уже сданы в эксплуатацию 22. Очевидно, что современных рыбоперерабатывающих и морозильных мощностей в нашей стране не хватает, и правильное распределение инвестквот помогло бы решить эту проблему, сообщает Комсомольская Правда.