Владимир Потанин: «Устойчивое развитие для «Норникеля» − это философия бизнеса»
Российский горно-металлургический гигант обнародовал результаты своей работы в области устойчивого развития за 2021 год. Информационная открытость, в том числе в сфере экологической и социальной ответственности, наращивание инвестиций, богатые традиции взаимодействия с экспертным сообществом и тесное взаимодействие с населением в регионах присутствия позволили «Норникелю» удержать высокие позиции в рейтингах устойчивого развития – даже несмотря на экономические и экологические вызовы.
Одним из наиболее объемных в отчете об устойчивом развитии ГМК за минувший год стало экологическое направление. Утвержденная летом 2021 года новая Экологическая стратегия «Норникеля» охватывает шесть основных сфер воздействия на окружающую среду: изменение климата, воздух, водные ресурсы, управление хвостохранилищами и отходами, восстановление земель и поддержка биоразнообразия. К 2030 году компания надеется выйти на лидирующие позиции по всем этим пунктам. Не случайно в ГМК была кардинально пересмотрена модель управления рисками и введены более жесткие экологические показатели эффективности для руководства.
Достижения на экологической ниве в «Норникеле» считают одними из наиболее значимых в области устойчивого развития в прошедшем году. И не удивительно: беспрецедентные масштабы одной только «Серной программы» ГМК впечатляют и международных экспертов, и российских наблюдателей. Ее инвестиционная емкость превышает 300 млрд рублей, ключевой показатель — снижение выбросов в атмосферу диоксида серы (SO2). Ради достижения этой цели компания пошла не только на тотальную модернизацию производственных мощностей, но даже на закрытие устаревших промышленных площадок. Так, остановка плавильного цеха в поселке Никель и металлургического цеха в Мончегорске позволила «Норникелю» сократить объем вредных выбросов на Кольском полуострове почти на 90% по сравнению с 2015 годом. Это серьезный шаг компании на пути создания высокоэффективного производства с минимальным воздействием на окружающую среду. В числе других эффективных экологических инициатив ГМК — переход на возобновляемую энергетику, успешный запуск пилотного проекта по отслеживанию качества атмосферного воздуха в Норильске, очистка Норильского промышленного района от застарелого мусора. Участие в одном лишь федеральном проекте «Чистый воздух» обходится «Норникелю» в 250 млрд рублей (а это половина от общей суммы).
Другой стратегический приоритет устойчивого развития ГМК — наращивание выпуска углеродно нейтральных металлов. Так, летом 2021 года на производственной площадке Кольского дивизиона были произведены первые 5000 безуглеродного никеля. Таким образом «Норникель», сохраняя статус одной из самых современных инновационных компаний в мире, завоевывает позиции одного из ключевых игроков на рынке металлов, которые необходимы для низкоуглеродного мира. Сегодняшний тренд на «зеленую экономику» и возобновляемую энергетику создает высокий спрос на металлы. И «Норникель» не только улавливает этот тренд, но как глобальный игрок еще и задает тон в этом процессе.
Ну и, конечно, никто не отменял социальные расходы ГМК, которые в 2021 году составили внушительные 6% от выручки. Это самый высокий показатель среди крупных российских промышленных компаний. В отечности «Норникеля», в частности, нашло отражение создание значительных резервов для реализации масштабной жилищной и инфраструктурной реновации в Норильске, запланированной в рамках Комплексной программы социально-экономического развития этого заполярного города. Напомним, компания взяла на себя колоссальные обязательства – направить на улучшение городской среди Норильска 82 млрд рублей, плюс еще 150 миллиардов рублей сверху отдельным решением президента ГМК Владимира Потанина. Всего же за минувший год суммарные расходы социальной направленности у «Норникеля» выросли более чем в 2 раза — с 500 млн долларов до 1,03 млрд долларов: это и финансовая поддержка объектов здравоохранения в регионах присутствия, и помощь коренным малочисленным народам, и строительство новых учреждений образования, культуры и спорта.
«Стратегические цели „Норникеля“ неразрывны с повесткой устойчивого развития. С учетом новых глобальных вызовов эта тема приобретает еще большую актуальность для нашей компании. Мы акцентируем нашу деятельность на повышении ресурсо- и энергоэффективности, снижении вредного воздействия на экологию и ликвидации накопленного загрязнения, управлении климатическими рисками, повышении качества жизни в регионах присутствия, а также на поддержании репутации одного из самых привлекательных работодателей в российской промышленности. Устойчивое развитие для нас − это философия бизнеса, мировоззрение управленческих команд, корпоративная культура и долгосрочная ценностная платформа», — так прокомментировал результаты в области устойчивого развития президент «Норникеля» Владимир Потанин.